Публикуем ответы экспертов Минобрнауки на часто задаваемые вопросы преподавателей, студентов и родителей по поводу использования онлайн-курсов и дистанционных образовательных технологий.
1. Может ли студент выбрать понравившийся ему онлайн-курс самостоятельно?
Предлагается модель, при которой онлайн-курсы для реализации образовательных программ выбирает образовательная организация и доводит до сведения студентов в установленном ею порядке.
Во-первых, это упорядочит выбор курсов студентами.
Во-вторых, это необходимо во исполнение пункта 4 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816, в целях обеспечения правильности выбора курсов студентами.
2. Что делать, если по учебной дисциплине нет подходящего онлайн-курса?
В данном случае необходимо использовать альтернативные модели дистанционного обучения: лекции в форме вебинаров или предоставления доступа к ранее записанным преподавателями лекциям; проведение семинарских занятий в форме дистанционного выполнения заданий преподавателя во время семинаров в соответствии с действующим в университете расписанием. Для коммуникации во время семинаров могут быть использованы любые доступные технологии, удобные преподавателю и обучающимся, в том числе чаты в мессенджерах.
3. Что делать, если курс не может быть освоен онлайн (например, нужны практические компетенции — медицина, инженерное дело)?
Для студентов, которые не завершают в текущем году освоение образовательной программы, необходимо перенести такие дисциплины на следующий учебный год, а для студентов выпускных курсов — организовать освоение практических дисциплин в малых группах в разные смены с соблюдением мер безопасности в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.
4. Что делать, если наименования учебной дисциплины и онлайн-курса отличаются?
Наименование онлайн-курсов для преподавания конкретной дисциплины не является определяющим. Решение об использовании онлайн-курса принимается на основе сопоставления рабочих программ учебных дисциплин и программ онлайн-курсов, сравнения их содержания и трудоемкости, так и на основе анализа результатов обучения или компетенций, которые получают обучающиеся.
5. Как проводить аттестацию студентов? Будет ли возможность перенести сроки сессии?
Преподаватели проводят промежуточную аттестацию в форме, установленной рабочей программой учебной дисциплины, с учетом содержания онлайн-курса, освоенного студентами. Промежуточная аттестация проводится в порядке, предусмотренном ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и локальным нормативным актом университета.
Да, сроки сессии можно перенести, однако необходимо соблюсти право студентов на каникулы, с учетом общей продолжительности каникул не более 10 недель в соответствии с пунктом 24 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301.
6. Что делать, если запись на онлайн-курс закрыта, так как он начался раньше?
В данной ситуации необходимо выбрать другой онлайн-курс или организовать реализацию дисциплины с преподавателем самостоятельно в дистанционной форме.
7. Какие документы нужно предоставить студенту для обучения по онлайн-курсам?
Предоставление документов от студентов не требуется.
8. Каким образом будет подтверждаться личность студента при обучении по онлайн-курсам?
Технологии идентификации личности используются только в тех случаях, когда слушатель онлайн-курса проходит онлайн аттестацию и получает сертификат.
Прослушивание онлайн-курсов в текущих условиях будет проходить без промежуточной аттестации и, соответственно, не требует идентификации студента.
9. У студента нет компьютера, чтобы использовать дистанционные технологии. Что делать?
Большинство онлайн-курсов можно пройти не только с помощью компьютера, но и с помощью мобильных устройств с доступом в сеть «Интернет».
10. Влечет ли применение дистанционных технологий какое-то изменение прав и обязанностей студента?
Нет, не влечет. Все права и обязанности студента сохраняются в полном объеме.
Отдел по связям с общественностью ОГУ
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».