15 октября в ОГУ открылась выставка картин наивных художников «Л.Н. Толстой сквозь призму кисти художника. К 150-летию выхода первой публикации романа-эпопеи „Война и мир”» из собрания Оренбургского областного музея изобразительных искусств.
Студентов и преподавателей, собравшихся в музее истории ОГУ, приветствовали проректор по социальной и воспитательной работе Сергей Семёнов и директор музея истории университета Виталий Попов.
— Наивные художники — это редкие самоцветы среди самодеятельных авторов, — сказал научный сотрудник Оренбургского областного музея изобразительных искусств Артур Давыдов. — Они пишут без оглядки на профессионалов и создают что-то совершенно необычное. У них собственное наивное восприятие мира, с которого как будто снята пленка обыденности, поэтому их работы так напоминают рисунки детей.
Артур Моисеевич сообщил о хранящейся в музее уникальной коллекции картин этого стиля из более чем 500 экземпляров, которую он представляет. Он пояснил, что в определенные отрезки времени музей предлагал художникам-примитивистам различные темы для рисунков, лучшие из которых затем демонстрировались на тематических выставках, посвященных творчеству Александра Пушкина, Сергея Аксакова и Льва Толстого. Экспозиция, приуроченная к 150-летию первой публикации произведения «Война и мир», была представлена в музее ИЗО в начале 2019 года, и вот сейчас часть картин временно переехала в ОГУ.
...Долохов, Наташа и Петя Ростовы, Кутузов, Багратион — с этими и другими героями бессмертного произведения можно познакомиться на выставке в университете. Познакомиться заново, уже не так, как они представлялись при прочтении, а в трактовке самодеятельной художницы Ларисы Нестеровой. Ее работы уже участвовали в выставках в Екатеринбурге, Москве, Брянске, Новосибирске, Германии.
Лариса Петровна сама пришла на встречу и рассказала, что прежде чем рисовать, она обращалась к разнообразным историческим источникам, чтобы выяснить, какие были в то время мундиры у военных и сбруи у лошадей. А перед тем как приступить к образу Пети Ростова, пять раз перечитала главу, рассказывающую о его последней ночи перед боем, в котором молодой человек погиб. Рисунки написаны акварелью, тушью и чернилами черного цвета, так как на войне, по ее мнению, не может быть ярких красок. А вот в портретах Льва Толстого — в зрелом возрасте и молодости — художники Михаил Остапов и Павел Серов, напротив, использовали яркие и чистые цвета, свойственные наивному искусству.
Выставку картин дополняет подборка книг, посвященная Льву Толстому.
— В фонде редких и ценных книг научной библиотеки ОГУ хранятся уникальные издания, которые мы здесь представили: первый перевод «Войны и мира» на французский язык, еще прижизненное издание автора; 90-томное собрание сочинений Льва Толстого, увидевшее свет в 1935–39 годах, — рассказала главный библиотекарь отдела обслуживания гуманитарной и социальной литературой Ирина Шевченко.
На открытии выставки студенты также увидели документальный фильм о наивных художниках из Оренбуржья, известных искусствоведах России и зарубежья Сергее Степанове и Викторе Шнайдере. А в заключение Лариса Нестерова провела мастер-класс: студенты попытались изобразить на бумаге свою осень, как это сделали бы наивные художники.
Пресс-служба ОГУ
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».