На заседании совета ректоров вузов Оренбургской области 20 марта собравшиеся обсудили развитие дополнительного профессионального образования и реализацию возможностей цифровых технологий в вузах области.
Хороший ли логопед получится из учителя русского языка и насколько квалифицированным будет дизайнер, имеющий базовое образование учителя начальных классов? Этими вопросами задались члены совета ректоров вузов Оренбургской области после доклада «Дополнительное профессиональное образование как фактор повышения конкурентоспособности выпускника вуза на региональном рынке труда: опыт, проблемы, перспективы», с которым выступила Елена Матвиевская, первый проректор Оренбургского государственного педагогического университета.
Исходя из основной задачи высшего образования — повышения конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда — вузам необходимо не только снабжать будущих специалистов профессиональными знаниями, но и развивать в них способности к самореализации, кооперации и креативность. Однако, по опросам, менее половины выпускников вузов имеют опыт проектной работы, где эти навыки как раз и развиваются. А рынок труда, по данным портала службы занятости населения Оренбургской области, ждет специалистов с вузовским дипломом не в первую очередь: 65 % вакансий — рабочие профессии. Поэтому вузы закономерно рассматривают дополнительную профессиональную квалификацию, которую студент может получить во время обучения в вузе основной профессии, как фактор повышения конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда и активно развивают у себя дополнительное образование.
Среди лидеров в этой сфере — Оренбургский государственный университет (доля студентов, освоивших дополнительные профессиональные программы в прошлом учебном году, составляет 35,52 %), Оренбургский государственный педагогический университет (32,6 %), Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова (29,1 %). Как сообщила Елена Матвиевская, педагогический университет пошел по пути встраивания модулей дополнительного образования в основные образовательные программы: учитель химии плюс учитель биологии, педагог-психолог плюс менеджер, учитель русского языка плюс логопед. Оренбургский госуниверситет реализует программы дополнительного профессионального образования по самому широкому спектру укрупненных групп специальностей и направлений, и все они — в рамках основных направлений подготовки, имеющих государственную аккредитацию.
Директор центра профессионального образования Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей Юрий Вязьмин, выступивший с содокладом на эту же тему, рассказал о специфическом подходе к этой работе в своем вузе. Во-первых, обучение творческим профессиям требует у студентов такого количества времени, что у них просто нет возможности получать дополнительную квалификацию. А во-вторых, в диплом музыканту вписывается не одна специальность, а три-четыре, что априори дает ему широкие возможности на рынке труда. Зато в вузе активно занимаются повышением квалификации работников районных библиотек и клубов.
— Если абитуриент пришел в педагогический вуз без особого желания получать профессию учителя, то шансов, что он пойдет работать в школу, получив дополнительное образование бухгалтера, еще меньше, чем если бы он его не получал. Ведь так?
Вопрос ректора ОрГМУ Игоря Мирошниченко Елене Матвиевской положил начало дискуссии об эффективности использования бюджетных средств, которые идут на основное высшее образование молодых людей, качестве дополнительного профессионального образования и его роли в судьбе конкретного человека и общества в целом. Председатель совета ректоров вузов Оренбуржья, ректор ОГУ Жанна Ермакова в целом согласна с тем, что ситуацию с учителем-бухгалтером можно рассматривать как неэффективное использование бюджетных средств. Но при этом она отметила, что вузы активно занимаются этой работой из тактических соображений, стремясь в первую очередь улучшить ситуацию с трудоустройством своих выпускников.
— Очень благое дело вы делаете с точки зрения конкретного человека! — высказалась в финале дискуссии Валентина Снатенкова, заместитель главы Оренбурга по социальным вопросам. — Сегодня многие молодые люди идут в вуз, не имея четкого представления, кем они хотят стать, чем заниматься. Часто в процессе обучения разочаровываются в выбранной профессии. И что им потом делать с полученным дипломом? А вы даете им запасной аэродром в жизни, шанс на благополучный исход дела в трудной жизненной ситуации, когда уже нет возможности переучиваться. Это сегодня нужно людям, нужно государству!
По второму вопросу повестки дня «Реализация вузами Оренбургской области возможностей цифровых технологий» выступила проректор ОГУ по экономике и стратегическому развитию Светлана Панкова. Она напомнила собравшимся основные положения национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и целевые показатели национального проекта «Образование», которые должны быть достигнуты к 2024 году. Вузы региона в целом используют цифровые технологии по всем направлениям деятельности образовательных организаций. Светлана Валентиновна назвала ряд достижений в этой сфере, отметила, что каждый вуз видит свои конкретные перспективы в развитии цифровых технологий, хотя проблемы у всех общие: недостаточный уровень готовности преподавателей и студентов к образовательному процессу с использованием современных технологий и быстрое устаревание техники.
Собравшиеся рассмотрели также ряд других вопросов.
Решение заседания cовета ректоров вузов Оренбургской области от 20 марта 2019 г.
Пресс-служба ОГУ
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».