Коллектив ученых Оренбургского государственного университета под руководством доцента кафедры систем автоматизации производства Равиля Алтынбаева разработал проект автоматизации контроля и прогнозирования концентрации вредных веществ воздушного бассейна города Оренбурга на основе спутниковых технологий.
Проблема загрязнения воздушной среды промышленных городов с каждым годом становится всё острее. Сложная смесь вредных веществ, которую вдыхают горожане, зависит и от состояния и режима работы предприятий, и от построения транспортных маршрутов, и от напряженности трафика на дорожных магистралях, и от рельефа местности. Стационарных пунктов экологического мониторинга, который практикуется сегодня, мало, передвижные — задействуются в особых ситуациях. Это не позволяет повсеместно и постоянно осуществлять наблюдение за выбросами загрязняющих веществ и своевременно оповещать специализированные службы о превышениях предельно допустимых концентраций загрязнений воздуха.
Коллектив ученых предложил оригинальное решение проблемы: внедрить экологический мониторинг в систему общественного транспорта, которая в крупных городах хорошо развита, разветвлена и, к тому же, по большей части оборудована системой GPS/ГЛОНАСС. За разработку этого проекта молодой ученый Равиль Алтынбаев был удостоен персональной стипендии Оренбургской области.
— Суть предложенного подхода заключается в том, что на транспортном средстве, которое движется по определенному маршруту, устанавливается оборудование для определения состояния городского воздуха — датчик-газоанализатор, который постоянно фиксирует информацию о загрязнениях приземного слоя атмосферы в конкретных точках маршрута с координатами, — рассказывает Равиль Алтынбаев. — Это позволяет непрерывно формировать базу данных о составе воздуха и концентрации вредных веществ в нем. Применение передвижных постов на основе общественного транспорта (движущихся троллейбусов, автобусов) с использованием спутниковых информационных технологий, компьютерной обработки результатов и диспетчерской службы дает возможность мгновенно отследить, проанализировать и не допустить дальнейшего развития чрезвычайной ситуации, связанной с повышением предельно допустимой концентрации вредных веществ.
На сегодня разработана структура автоматизированной системы контроля и прогнозирования концентраций вредных веществ воздушного бассейна промышленного города. Учеными также предложен метод имитационного моделирования системы общественного транспорта промышленного города, которая использует данные дистанционного зондирования Земли и методы объектно-ориентированного программирования, что позволяет создавать компьютерную модель маршрутной сети системы общественного транспорта в трехмерном пространстве с географической привязкой. Разработан и алгоритм прогнозирования распространения вредных веществ, который использует оперативные сведения о перемещении транспорта совместно с данными датчиков-газоанализаторов и данными о рельефе местности, получаемые с помощью технологий дистанционного зондирования Земли. Всё это позволяет осуществлять прогнозирование распространения загрязнений воздушного бассейна на заданный интервал времени и заданное расстояние.
Пресс-служба ОГУ
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».