Группа молодых ученых ОГУ под руководством заведующего кафедрой общей психологии и психологии личности ОГУ Людмилы Зубовой получила грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) на проведение исследований по теме "Индивидуально-личностные особенности асоциальных проявлений современных школьников: типология, риски возникновения, профилактика".
Как рассказала Людмила Викторовна, изучением проблем асоциальной личности она занимается более 20 лет. За это время защитила кандидатскую и докторскую диссертации, создала собственную научную школу.
— Я объединила всех своих учеников-аспирантов, защитившихся в Москве по этой теме, и грант РГНФ, который мы получили, будет использован в их дальнейших научных исследованиях, — рассказала ученый.
Как пояснила психолог, с годами тема не теряет актуальности. Если 10 лет назад асоциальным считался каждый 10-й школьник, то сейчас — каждый 6-й. Ученые насчитывают более 120 видов девиантного поведения, одно из новейших — шопоголизм. При внешней безобидности он приводит к паразитизму детей-ониоманов на близких, стремлению получать быстрые легкие деньги со всеми вытекающими последствиями.
На первое место по количеству подверженных пагубной привычке выходит интернет-зависимость, но она волнует общественность пока не в той мере, как многие другие. Наиболее болезненными для социума остаются наркотическая зависимость, воровство, вандализм, агрессивность, бродяжничество, суицидальные наклонности.
— Прежний диагностический инструментарий, методики, применявшиеся 10–20 лет назад, устарели. Нужно создавать другие, которые будут эффективны при работе с новым поколением. Этим мы и займемся, — поясняет Людмила Зубова.
Ученые ОГУ будут тесно сотрудничать с министерством образования Оренбургской области, Региональным социально-психологическим центром "Ресурс", отдельными школами, чтобы вместе нащупать "болевые точки".
Грант рассчитан на 3 года. За это время ученые на базе эмпирического исследования детей и подростков Оренбургской области планируют создать региональную модель профилактики асоциальных проявлений современных школьников. Также они собираются разработать психолого-педагогическую концепцию для основы образовательных программ по специальности "Психология и педагогика девиантного поведения". Человек, получивший такую специальность либо специализацию, сможет работать инспектором отдела по делам несовершеннолетних, реабилитационным или коррекционным педагогом, социальным или специальным психологом, специалистом в органах социальной защиты населения.
Пресс-служба ОГУ
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».