Ректор ОГУ Жанна Ермакова приняла участие в работе расширенного заседания коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации, на котором были подведены итоги работы ведомства за 2015 год и обсуждены планы на текущий год.
Заседание провел министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, среди его участников — заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Сергей Поспелов и другие.
Главная цель политики государства в сфере высшей школы осталась прежней — повышение качества образования. Для этого в 2015 году продолжалось формирование эффективной структуры российских вузов: путем мониторинга их эффективности, оптимизации сети образовательных организаций высшего образования, поддержки ведущих вузов. Всего по итогам мониторингов в 2012–2014 годах реорганизован 21 вуз, ликвидировано 164 филиалов, в том числе в 2015 году изданы приказы о реорганизации 10 вузов и ликвидации 108 филиалов вузов, подведомственных Минобрнауки России. В соответствии с решениями ученых советов около 100 филиалов вузов планируются к ликвидации до 2017 года.
Министерство проводит работу по формированию группы крупных конкурентоспособных на национальном уровне региональных образовательных учреждений высшего образования: в 2015 году проведен первый этап конкурсного отбора заявок на создание опорных университетов в субъектах Российской Федерации, по его итогам отобрано 11 региональных университетов. К 2020 году в большинстве регионов Российской Федерации будут созданы опорные университеты, концентрирующие лучших ученых, преподавателей и студентов и имеющие все условия для подготовки кадров для высокотехнологичных, инновационных и наукоемких отраслей промышленности.
В 2015 году проведен комплекс мероприятий по модернизации содержания высшего образования: созданы 57 федеральных учебно-методических объединений (УМО), которым предстоит заниматься детальной экспертизой проектов примерных основных образовательных программ высшего образования. Продолжился курс на расширение объема практико-ориентированных программ (прикладного бакалавриата) в системе высшего образования, развитие открытого образования: 1 сентября 2015 г. запущен портал "Открытое образование", где студент любого вуза может в дистанционном варианте освоить дисциплину своей образовательной программы и в дальнейшем получить по ней перезачет.
К значимым итогам 2015 года относится и проект "Сетевой университет БРИКС". Обучение в нем будет строиться на различных формах образования, включая как традиционные академические программы, так и модульные курсы, предусматривающие участие студентов разных стран в исследовательских проектах. Совместные образовательные программы магистратуры и аспирантуры появятся в сфере энергетики, информатики и информационной безопасности, исследований стран БРИКС, экономики, водных ресурсов и нейтрализации загрязнений, экологии и изменений климата.
Стратегической задачей развития науки является возвращение России в число ведущих мировых научных держав, создание сектора исследований и разработок, способного проводить фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для России направлениям. В связи с этим особую важность приобретает разрабатываемая в настоящее время по поручению Президента Российской Федерации Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период. Одним из ключевых событий в научно-технической сфере в 2015 году стала и разработка Национальной технологической инициативы, которая направлена на укрепление хозяйственной (в том числе технологической) независимости российской экономики от негативного влияния внешнеполитических и внешнеэкономических факторов.
Что касается вузовской науки, несмотря на то что прослеживается тенденция роста ее доли в общем объеме публикаций российских исследователей, продолжается оптимизация сети диссертационных советов. За последние два года их количество сократилось на 32,7% (с 3 386 в 2013 году до 2 279 в 2015-м). Возросла требовательность к аттестации соискателей ученых степеней и ученых званий. Общее их количество снизилось на 33%.
— Задачи, которые министерство ставит на этот год в сфере высшего образования, продиктованы логикой той государственной политики, которая имела место в последнее время, — считает Жанна Ермакова. — Актуализация федеральных государственных стандартов высшего образования с учетом профессиональных стандартов, расширение реализации механизма целевого обучения в интересах ключевых работодателей субъектов Российской Федерации, дальнейшее развитие инженерного образования, создание опорных университетов — всё это разные стороны, по сути, одного процесса: выстраивания системы взаимообусловленных связей между высшим образованием и бизнесом, между интеллектуальным потенциалом вузов и экономикой страны. К системному взаимодействию в этом плане нам, так же, как и нашим коллегам из других вузов, еще предстоит прийти. Но мы активно продвигаемся в этом направлении.
Пресс-служба ОГУ
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».