ОГУ ОГУ ФЖ ФЖ PR PR Главная
V Всероссийская научно-практическая конференция.Позиционирование региона: проблемы, опыт, тенденции

2008 2009 2011 2012


СМИ о конференции 2009 год



Газета «Оренбургский университет» № 13 от 01.04.2009


Кто же, если не СМИ? II Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам формирования имиджа и позиционирования региона

Во второй раз представители партийных структур и сотрудники министерства информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области, ученые и студенты нашего университета собрались по приглашению кафедры связей с общественностью, чтобы попытаться определить методы, которые должны способствовать формированию позитивного имиджа региона. Это особенно важно в условиях глобального кризиса, подорвавшего социально-экономическое положение многих граждан. Вообще тема кризиса звучала едва ли не в каждом представленном докладе, но рассматривалась в разных аспектах: политическом, управленческом, психологическом и образовательном.

Открыла работу конференции проректор ОГУ по научной работе и международным связям А. В. Кирьякова. Отметив исторические особенности развития региона и его выгодное геополитическое положение, она подчеркнула, что одним из важных аспектов работы по позиционированию области может стать Оренбургский государственный университет. По ее словам, ОГУ обладает хорошими возможностями для того, чтобы стать центром притяжения ученых со всей России. Способствует этому активная культурно-образовательная деятельность вуза, международные контакты с учебными заведениями многих стран. В качестве примера удачного сотрудничества Аида Васильевна привела завершившиеся недавно в ОГУ Дни Японии, которые пользовались широкой популярностью у студентов. Во многом благодаря университету Оренбург стал мощным центром развития двусторонних отношений, что положительно сказывается на имидже не только нашего региона, но и всей России.

По мнению заведующей кафедрой связей с общественностью факультета журналистики ОГУ Н. Ф. Долгополовой, от того, насколько позитивно или негативно окрашиваются передаваемые средствами массовой информации сообщения, зависит общественное сознание. В ходе исследований, проводимых кафедрой, выяснилось, что в оренбургском регионе существует множество проблем, решать которые необходимо в ближайшее время. Это не только недостаточная известность области в РФ, но и несформированный информационный поток в отношении региона в центральных СМИ. Ситуация усугубляется недостаточно детализированной концепцией позиционирования на различных уровнях, сохранением отношения к региону как к провинции и низкой публичной активностью политической и экономической элиты. В своем выступлении Наталья Федоровна зачитала подборку новостей об Оренбурге, представленную информационным агентством Regnum за три дня. Темы большинства сообщений — преступления, происшествия, проблемы и неурядицы. "Если ежедневно получать такую негативно окрашенную информацию, легко предположить, какие представления формируются у россиян в отношении нашего региона. Мы должны бороться со сложившейся тенденцией", — заключила она.

О степени гражданского доверия

Активное участие в конференции принял председатель Оренбургского городского совета, секретарь регионального политсовета партии "Единая Россия" А. А. Шевченко. Он рассказал о том, какие изменения произошли во время кризиса в жизни региона, и как на них отреагировала партия. Он выразил мнение, что в условиях снижения промышленного производства в Оренбургской области до 30% (для сравнения: в 1998 году падение после дефолта составило 17%) большую роль в улучшении экономической ситуации призваны играть нестандартные и смелые решения. По словам Андрея Анатольевича, исходить они должны не только от правящих кругов, но и от политически активной молодежи. И здесь на передовые позиции выходит Оренбургский государственный университет, являющийся главным кадровым резервом Оренбуржья.

"Мы прекрасно понимаем, что позиционирование региона должно быть сопряжено с конкретными делами. Об области судят не по тому, как она умеет отчитываться, а по реализуемым программам. Приятно отметить, что с 2005 года началась реализация программы строительства физкультурно-оздоровительных комплексов, которая обозначила в Оренбургской области системный подход к вопросам физкультуры и спорта и стала важным звеном эффективного позиционирования региона", — уверен А. А. Шевченко. Он также отметил, что показателем возрастающей роли Оренбургской области должен стать намеченный на начало сентября саммит Казахстана и России с участием президентов и премьер-министров.

СМИ как антикризисный инструмент

Доцент кафедры связей с общественностью Ю. В. Кудашова познакомила участников круглого стола с особенностями политического менеджмента. Она отметила, что в период кризиса возрастает поток негативной информации, поэтому технология менеджмента новостей может помочь положительно позиционировать имидж власти и региона. С развернутым докладом "Роль СМИ в позиционировании в условиях кризиса" выступил и. о. начальника управления по делам печати и СМИ министерства информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области А. П. Прусс. Анатолий Петрович представил краткую характеристику информационного пространства Оренбуржья, показал роль СМИ в условиях кризиса, определил методы и задачи их работы в непростых экономических условиях, коснулся современного состояния позиционирования региона. Докладчик отметил, что по результатам исследований фонда "Общественное мнение" Оренбургская область занимает 28-е место среди регионов РФ по информационной открытости и перспективам развития гражданского общества. В Оренбургской области сформирована достаточно мощная информационная структура. Если в прошлом году в регионе насчитывалось 530 зарегистрированных СМИ, то уже в начале этого года их число возросло до 619. По данным на февраль 2009 года, в Оренбуржье насчитывается 409 печатных СМИ (305 газет, 95 журналов, 5 бюллетеней, 3 сборника и 1 альманах), 206 электронных СМИ (102 радио-, 97 телевизионных программ, 7 информационных агентств), а также 4 электронных периодических издания. В десятки раз возросло число пользователей сети Интернет и, по данным на 1 января 2009 года, в области насчитывалось уже 120 тысяч абонентов!

Несмотря на кризис, в нашем регионе по-прежнему сохраняется высокий уровень доверия к печатному слову. "На мой взгляд, в условиях финансово-экономического затруднения СМИ должны помогать органам власти преодолевать последствия кризиса, своевременно и достоверно информировать население об антикризисных действиях всех уровней власти, — уверен А. П. Прусс. — Министерством еженедельно проводятся мониторинги информационного пространства по ситуации психологического воздействия на население той или иной информации. Мы понимаем, что в трудные времена СМИ должны оказывать на людей, испытывающих тяготы кризиса, мобилизирующее влияние. Очень важно показывать и писать о тех, кто успешно преодолевает эти неприятные моменты. Нам нужны такие примеры, и мы будем их искать".

Об информационных агентствах и порталах

Мониторинги и социологические исследования, позволяющие выявить, как позиционируется наш регион в системе центральных СМИ, — еще один аспект деятельности областного министерства информационной политики, общественных и внешних связей. Проведенные исследования показали, что Оренбургская область входит в число 30 регионов России по показателю информационного присутствия в федеральных СМИ. В течение года было размещено порядка 40 тысяч материалов — около 3 тысяч каждый месяц. Столь серьезное увеличение информационного присутствия достигнуто, с одной стороны, в результате активной системной работы с областными средствами массовой информации, а с другой — сотрудничеством с рядом федеральных информационных агентств. "Два года назад нашей организацией был подписан договор с РИА "Новости". Мы ежедневно предоставляем 6–8 новостей о нашем регионе, которые переводятся на 26 языков и транслируются на весь мир. Конечно, это стоит немалых средств, но я считаю этот ход оправданным", — говорит А. П. Прусс.

В заключение своего выступления Анатолий Петрович отметил, что системный анализ освещения СМИ последствий мирового финансового кризиса показал: журналистское сообщество ответственно и осторожно подходит к освещению этой темы, не давая поводов для роста панических настроений у населения. Формируется образ региона, в котором принимаются продуманные энергичные меры по преодолению и минимизации последствий кризиса, в решении проблем наблюдается единство воли и действий органов власти, бизнес-сообществ, СМИ и общественного мнения.

Руководитель Ассоциации развития связей с общественностью А. П. Мицевич отметил, что ежедневно в Оренбургской области появляются и исчезают СМИ. Серьезная проблема — подсчет тиража, так как он часто не совпадает с заявленным. Неприятная тенденция — необоснованный рост числа журналов. По мнению Андрея Павловича, спрос на них в Оренбургской области в 117 раз меньше, чем предложение.

Он уверен, что эффективным вариантом, который должен снизить уровень безработицы в нашем регионе, могут стать информационные порталы. Они не только увеличат занятость журналистов и специалистов по связям с общественностью, но и будут давать информацию о занятости.

Продолжилась конференция изучением тематических студенческих разработок, участвующих в конкурсе проектов по позиционированию Оренбуржья. Победителями признаны студентки группы 05СО Екатерина Ефимова и Виктория Медведева с проектом, посвященным Малому Иерусалиму.


Сергей ШКЕРИН

Наверх