ОГУ ОГУ ФЖ ФЖ PR PR Главная
V Всероссийская научно-практическая конференция.Позиционирование региона: проблемы, опыт, тенденции

2008 2009 2011 2012


СМИ о конференции 2008 год



Газета «Оренбургский университет» № 14, от 02.04.2008


Оренбургская область: есть что раскручивать
Конференция "Позиционирование региона в информационном пространстве"

25–26 марта состоялась научно-практическая конференция, организованная кафедрой связей с общественностью факультета журналистики ОГУ и оренбургской Ассоциацией развития связей с общественностью.

Выработать направления "раскрутки" имиджа Оренбуржья, которые помогут притоку инвестиций в регион, — такую задачу поставили перед собой участники первой научно-практической конференции "Позиционирование региона в информационном пространстве": представители властных структур, городских СМИ, преподаватели и студенты ОГУ, аграрного и педагогического университетов Оренбурга. Директору ГТРК "Оренбург", декану журфака ОГУ П. Г. Рыкову была отведена привычная для него роль ведущего. Свои размышления о формировании имиджа региона он строил на примерах. "Был в Москве на выставке меда. Откуда только ни была представлена продукция пчеловодства, только не из Оренбурга, — сетует Павел Георгиевич. — Нас что, пчелы стороной облетают?! Был в Саратове в магазине "Саратовские калачи". Оренбург — столица хлебного края, а магазина с таким названием в городе нет!" Он передал удивление людей, которым довелось попробовать краснохолмский хлеб на хмелевых дрожжах, а также впечатления видавших виды столичных и заграничных гостей, побывавших в спортивно-выставочном комплексе "Оренбуржье". Посещение подобных мест настраивает гостей на эмоциональное восприятие информации, тогда она лучше запоминается. Подавать материалы нужно живо, интересно", — подчеркнул он, обращаясь к студентам. "На ГТРК есть проект "Вестник ПФО" — та самая информационная капля, которая, как известно, камень точит. Имидж региона — это не только портрет губернатора, оренбургский пуховый платок и наш хор, — с чувством заявил Павел Георгиевич. — Это целый комплекс мероприятий, которые должны проводиться планомерно".

Разговор получился не только эмоциональным, но и откровенным, без прикрас. Заместитель министра информационной политики, общественных и внешних связей — начальник управления по делам печати и СМИ А. Н. Лихтин поделился опытом формирования благоприятного международного имиджа региона, который показывает, что наиболее эффективными являются такие средства, как транслирование природно-климатических особенностей региона и тщательное сохранение и тиражирование историко-культурных традиций. А также персонификация территории через знаковые фигуры политиков, писателей, исторических деятелей. В Оренбуржье есть крупные экономические проекты, реализация которых имеет всероссийский и международный резонанс. Область обладает богатыми возможностями, связанными с развитием Бузулукского национального парка, курортных зон в Соль-Илецке, Кувандыке, на Ирикле. Мощный социально-культурный и политический потенциал имеет строящаяся "Национальная деревня", которую в силу ее уникальности можно превратить во всероссийский методический центр по разработке программ развития межнациональных отношений, национальных культур и языков. Позиционирование региона на российском и международном уровнях невозможно без расширения информационного поля. В связи с этим предполагается организация работы филиалов (бюро, корпунктов) федеральных печатных и электронных СМИ. К примеру, в Оренбуржье уже работают представительства РИА "Новости", "Российской газеты". "Совместными усилиями власти, научного и гражданского сообществ должны быть определены направления работы по скорейшему формированию эффективной, постоянно действующей системы позиционирования Оренбургской области, — подчеркнул Алексей Николаевич, обращаясь к собравшимся. — В настоящее время нет научного системного подхода к этой проблеме. Мы сегодня ведем работу по созданию концепции информационной политики, ее пока нет ни в одном из субъектов РФ. Надо избавляться от провинциального комплекса и приобретать "здоровую наглость". В жестокой конкурентной борьбе за инвестиции выигрывает тот, кто сумеет создать лучшее впечатление о себе. И, безусловно, нужны финансовые вложения для создания приличных презентационных материалов и выставочных экспозиций на их представление в других регионах и странах".

Первооснователь института Public relations в Оренбуржье, как его представил П. Г. Рыков, руководитель оренбургской Ассоциации развития связей с общественностью А. П. Мицевич обратил внимание участников конференции на выставку фирменных стилей еврейского, польского, чувашского, немецкого, армянского и других подворий "Национальной деревни". "Это маленький, но продукт, который создали студенты ОГУ для позиционирования региона, — подчеркнул он и обратился к будущим журналистам и специалистам по связям с общественностью. — Надо работать так, чтобы в осадке было не количество статей, хотя это тоже значимо, а качество материалов, содержательная часть. Надо знать целевую аудиторию и работать на нее. Например, с позиций любви голландцев к тюльпанам рассказать им о наших тюльпанах. Надо достучаться до сердца адресата. Давайте мы поучаствуем в изданиях буклетов для приезжающих к нам иностранцев, привлечем к этой работе кафедры иностранных языков вузов".

"Надо ориентироваться не только на страну или народность, но и на определенные профессиональные сообщества", — вступила в дискуссию профессор кафедры связей с общественностью, доктор политических наук Г. В. Шешукова. И в пример привела свою беседу с американскими предпринимателями — потенциальными инвесторами. Их, в частности, интересует ресурсный потенциал Оренбуржья, а не исторические и культурные особенности, которыми мы гордимся. Галина Викторовна предложила взглянуть на имиджевую проблему региона с другого ракурса — электорального. Она проанализировала итоги выборов, рассмотрев электоральное поведение оренбуржцев и то, как в связи с ним позиционировалась наша область в других субъектах. Обратила внимание слушателей на статистические данные, которые показывают, что выборные предпочтения определяются лидерами.

Заведующая кафедрой связей с общественностью Н. Ф. Долгополова выступила с сообщением "Позиционирование как инструмент создания инвестиционной привлекательности региона". Она показала презентационный материал об Оренбургской области, который был подготовлен на кафедре к ее поездке в Солт-Лейк-Сити. "Мы занялись этой работой по необходимости, — поделилась Наталья Федоровна. — Собираясь в Америку, в поисках презентационного материала я обращалась во многие организации, были сложности и с покупкой сувениров с геральдикой Оренбужья. В США же подобная продукция — практически в каждом магазине, в гостиницах, и часто предлагается бесплатно. У нас в стране 22% жителей ничего не знают о нашей области, что же говорить об иностранцах?! Социологические исследования показывают, что 36% россиян связывают образ области с пуховым платком, 13,5% — с хлебом, 9% — с пшеницей".

Конференцию продолжили заседания трех секций, где были рассмотрены исторические, экономические и социальные предпосылки формирования имиджа региона, а также использование СМИ и PR-технологий в позиционировании региона. Прозвучало около 20 докладов преподавателей, работников областной администрации и студентов. В частности, М. Калинкина представила проект буклета для позиционирования региона на федеральном уровне, разработанный по заданию Торгово-промышленной палаты. О своей работе рассказала Д. Тарасова, она обеспечивала информационную поддержку спортивно-храмового комплекса имени Александра Невского для детей-сирот, участвовала в организации концерта, сборы от которого пошли на его строительство. Группа студентов представила результаты своих социологических исследований по истории Оренбуржья, брендам, роли СМИ и другим темам, которые провели под руководством доцента кафедры связей с общественностью Ю. В. Кудашовой.

В ходе дискуссии, состоявшейся в рамках круглого стола, рождались новые PR-проекты. Например, создать экспозицию "Мир оренбургской яшмы" и пустить ее в путешествие по свету или организовать авторалли по бездорожью Оренбург — Акмола.

От собравшихся поступили предложения провести конкурс слоганов Оренбургской области. Это должна быть емкая фраза, отражающая направления деятельности нашего региона. Требуется создать устойчивый образ опорного края державы, территории, где интересно работать и хочется жить.

"Ничего так положительно не позиционирует субъект как конкретные результаты социально-экономического развития", — высказал свою точку зрения заместитель директора Департамента экономического развития и внешних связей Оренбургской области А. Е. Калинин. Он отметил, что Оренбургская область в последнее десятилетие развивается динамично и по отдельным показателям превышает среднероссийский уровень. Один из самых эффективных инструментов, который позволяет привлекать ресурсы, — инфраструктура. Сегодня здесь далеко не всё благополучно, около 40% сельских дорог не имеют твердого покрытия. Оренбургский аэропорт, особенно его международный терминал, нуждается в реконструкции, и пока эту проблему решить не удается. А вот по вопросам организации связи, газификации наш регион в первой десятке успешных. Один из серьезных аргументов для привлечения инвестиций в область — приграничный статус Оренбуржья. Иностранный гражданин, въезжая в Россию с юго-восточного направления, первые впечатления получает на нашей границе. Наконец пошли серьезные ресурсы на ее обустройство. В этом году будут запущены три международных автомобильных пункта пропуска — в Первомайском, Илеке, Орске. Говоря о международной деятельности, Александр Евгеньевич отметил совместные проекты с Республикой Казахстан: "Сейчас мы вместе лоббируем и приблизились к реализации международного проекта. Это транспортный коридор, соединяющий Западную Европу и Китай. Он принесет с собой серьезные инвестиции, развитие транспортной инфраструктуры. Вместе с тем мы сегодня участвуем в крупнейших зарубежных выставках. Последняя наша поездка — в Берлин, на сельскохозяйственную выставку "Золотая нива". Приятно, что на фоне других регионов наша экспозиция выглядела очень солидно. Губернатор презентовал возможности области, а потом Оренбургский народный хор грянул "Хлеб всему голова". Мы получили хорошие отзывы в прессе. Сейчас немецкие проекты посыпались один за другим. По осени ждем серьезную торгово-экономическую миссию". Он рассказал о работе, которая ведется для информационной открытости региона. В этом году запускается информационный портал всех органов власти. В планах — добиться, чтобы ключевые министерства и ведомства, крупные корпоративные единицы имели и регулярно обновляли свои интернет-сайты.

Участники конференции пришли к выводу, что нам надо наладить системный выпуск презентационной продукции — как полиграфической, так и видео. Проблема в том, что она моментально устаревает, ее надо систематически обновлять, причем не только на государственные деньги, а находить обоюдный интерес с бизнесом.


Наталья ЧЕРТКОВА

Наверх