Как повысить привлекательность вузов региона для юных оренбуржцев? Как сократить отток выпускников школ в столичные университеты? Злободневные для системы высшего образования вопросы обсудил Совет ректоров вузов Оренбургской области. Очередное заседание состоялось 12 февраля. Площадкой для разговора выступил Оренбургский институт путей сообщения — филиал СамГУПС.
Первым пунктом повестки стал вопрос профориентации и самоопределения обучающихся. Доклад на эту тему представили первый проректор Оренбургского государственного педагогического университета Сергей Рябцов и заместитель директора Оренбургского института (филиала) МГЮА им. О.Е. Кутафина Инна Сиваракша. Акцент был сделан на работу со школьниками: выступающие проанализировали основные форматы профориентационных мероприятий, проводимых высшими учебными заведениями.
В числе инструментов, показавших наибольшую эффективность, — реализация дополнительных образовательных программ для старшеклассников, организация профильных классов в школах, проведение университетами предметных олимпиад.
«Ежегодно вузы организуют около 60 предметных олимпиад и конкурсов, в которых принимают участие более 13 тысяч молодых людей. Среди них как школьники, так и студенты средних специальных учебных заведений, то есть потенциальные абитуриенты наших вузов. Олимпиады позволяют университетам продемонстрировать образовательный и научный потенциал, материально-технические возможности. Тем самым вузы привлекают в свои ряды талантливую и способную молодежь», — подчеркнул Сергей Рябцов.
Несмотря на активную работу местных вузов в этом направлении, современные реалии свидетельствуют о растущей популярности столичных университетов, что требует от региональной системы образования новых подходов к привлечению абитуриентов. Говоря о перспективах этой деятельности, ректор ОГУ Сергей Мирошников призвал коллег к объединению усилий.
«Мы можем продолжать рассказывать школьникам о том, какие наши университеты хорошие. Однако большего эффекта мы сможем достичь, если наглядно покажем ребятам, что учиться здесь, в родном регионе, интересно и перспективно. Предлагаю продумать комплекс совместных межвузовских мероприятий — спортивных, творческих и других, которые продемонстрируют будущим выпускникам школ яркую, насыщенную жизнь наших учебных заведений», — сказал Сергей Мирошников.
Разговор о перспективах совместной деятельности университетского сообщества Оренбуржья продолжил проректор по социально-воспитательной работе ОГУ — директор департамента молодежной политики и взаимодействия с сообществами Сергей Дужников. Выступающий посвятил доклад инфраструктурным проектам вузов: проанализировал данное направление работы в ведущих учебных заведениях региона по результатам 2022 и 2023 года.
В этот период университеты области активно развивали спортивную и культурную инфраструктуру, совершенствовали научную базу, создавали студенческие пространства. Ярким примером этой работы является Оренбургский государственный университет: за прошедшие два года в вузе реализовано 20 инфраструктурных проектов. Новые площадки открывают новые возможности для организации на базе ОГУ масштабных межвузовских событий.
«Многие подобные мероприятия регулярно проходят в ОГУ. В университете для этого созданы все условия. Однако, общаясь со студентами, мы понимаем, что количество крупных событий, объединяющих вузы, необходимо увеличивать. Таков запрос современного студенчества: молодежь стремится выходить за рамки своего вуза, больше взаимодействовать с представителями других учебных заведений. Это позитивная тенденция, и в наших силах ее поддерживать и развивать», — отметил Сергей Дужников.
Собравшиеся уделили внимание карьерным перспективам студентов. С докладом о деятельности центров компетенций в вузах выступила проректор по учебной работе ОрГМУ Татьяна Чернышева. Подобные площадки созданы в России в рамках поручения президента Владимира Путина. Они позволяют молодым людям пройти диагностику гибких навыков с их последующим развитием. В итоге каждый желающий может получить паспорт компетенций, чтобы использовать его при поиске работы. В 2023 году оценку универсальных компетенций прошли 3,5 тысячи студентов региона.
«Было проведено анкетирование студентов первого курса и будущих выпускников. Обучающиеся прошли диагностику по 11 категориям компетенций. По результатам оценки, лучше всего у студентов развиты такие навыки, как клиентоориентированность, способность к сотрудничеству и эмоциональный интеллект. В меньшей степени развиты лидерские качества», — рассказала Татьяна Чернышева.
Заключительной частью встречи стала экскурсия по кампусу ОрИПС, которую провел для участников заседания директор института Анатолий Попов. Гости побывали в современных лабораториях и воочию увидели процесс подготовки будущих железнодорожников. Новейшее оборудование и программные комплексы позволяют студентам в условиях, максимально приближенных к реальным, тренироваться в управлении локомотивом, маневровых и других работах. Также члены Совета ректоров познакомились с планами развития учебного заведения.
Фото Владислава Хлескина
Управление социальных коммуникаций и новых медиа
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».