11 февраля Оренбургский государственный университет будет праздновать Международный день женщин в науке. Что вдохновляет представительниц прекрасного пола заниматься исследованиями, насколько сложен путь в науку и почему ученым надо родиться? Своим профессиональным опытом и достижениями поделилась профессор кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка ОГУ Ольга Осиянова.
38 лет стажа педагогической деятельности, больше 160 опубликованных работ. Ольга Осиянова признаётся: за долгое время наука стала для нее и хобби, и делом жизни. Это некая загадка, которую обязательно нужно разгадать.
— Ольга Михайловна, когда пришло осознание, что вы хотите заниматься наукой?
— Я родилась в столице Алтайского края — городе Барнауле. Становлению в науке многим обязана своей семье. Папа — преподаватель Барнаульского политехнического института, мама — врач-педиатр, поэтому у нас дома всегда было много научной литературы. Но всё же на путь учительства меня подтолкнула бабушка. Всю свою жизнь она мечтала изучать иностранные языки, любовь к которым передалась и мне. После школы я поступила на факультет иностранных языков Барнаульского пединститута, а на третьем курсе продолжила обучение в Московском государственном педагогическом институте имени Ленина. Это была настоящая удача — получить образование в головном педагогическом вузе страны.
— А почему вы решили переехать в Москву?
— В то время действовала государственная программа. Столичные вузы набирали студентов-отличников из провинции, обучали их, а после получения диплома ребята возвращались в свои институты, где могли сразу начать работать преподавателями. Для меня это был своеобразный вызов! В связи с тем что учебные программы на факультете иностранных языков в провинциальном и столичном вузах в разы отличались (в то время не было Интернета, да и вживую поговорить с иностранцами на периферии не представлялось возможным), многое пришлось изучать с нуля. Чтобы наверстать упущенное, нам предложили поступить на курс ниже. Все высказались против. Тогда нашли другое решение — пока студенты МГПИ находились на сельхозработах, мы в ускоренном порядке сдавали экзамены. Не скрою, было очень тяжело, потому что нас таких «переводников» набралось две группы из самых разных городов. Я была домашним ребенком, никогда не жила в общежитии. На том этапе меня поддержала мама, не дала опустить руки.
— Когда вам впервые захотелось провести научное исследование, написать работу?
— Московский государственный педагогический институт имени Ленина открыл передо мной множество возможностей. Будучи студенткой, посещала различные семинары, активно участвовала в работе научных кружков. Нам читали лекции ведущие ученые страны! После таких занятий интерес к научной деятельности всё больше разгорался, появлялось желание совершать открытия. Первая диссертация, посвященная экспериментальным исследованиям в области раннего обучения детей иностранным языкам, показала, что у меня есть потенциал. Это не так сложно и страшно, как я думала раньше. После получения диплома Московского государственного педагогического института вернулась в Барнаульский пединститут, где проработала с 1985 по 2000 год.
— Почему впоследствии вы выбрали Оренбургский государственный университет?
— В то время руководство ОГУ активно набирало штат сотрудников. В приоритете были кандидаты наук. Тем, кто не обеспечен жильем, выдавали квартиры. Это для нас с мужем стало решающим фактором сменить место жительства и работы.
— Что вас мотивирует как ученого?
— Неуспокоенность, любознательность, интерес, а что дальше, как эту разработку можно применить в новых условиях. У меня получился большой разбег по направлениям исследований: от первого научного результата в обучении иностранным языкам младших школьников до лингвистического образования студентов вуза, а именно — изучения языковых возможностей молодых людей, развития коммуникативной культуры. Приятно замечать, что дочь пошла по моим стопам. Никогда не слышала, чтобы она пожалела, хотя путь тоже оказался весьма тернист. Мы уже являемся соисследователями. В этом году выиграли премию губернатора Оренбургской области в совместном проекте. У нас близкие темы, а если возникают вопросы, то можем оперативно их обсудить. Ведь мы трудимся на одной кафедре. Это и удовольствие, и итог той сложной и кропотливой работы, которая по крупицам приносит результаты.
— Что можете пожелать молодым ученым, которые только вступают на этот путь?
— Помнить, что открытия совершаются не вдруг. Это длительный процесс становления, очень сложный и противоречивый, поэтому нужно иметь терпение и огромное желание достичь цели. С другой стороны — это драйв, адреналин от того, что ты делаешь. У Роберта Рождественского есть стихотворение, где он говорит, что учителем надо родиться и только после этого стать. Я его беру себе как девиз, перефразируя: ученым надо родиться и только потом стать!
Научное открытие — это процесс самореализации, ощущение своей значимости. Хочется пожелать молодым ученым терпения, стойкости, поддержки родных и близких. И главное, помните — не всё сразу получается. Не останавливайтесь, идите вперед и обязательно будет результат!
Управление социальных коммуникаций и новых медиа
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».