Объявления:

Как пчелы помогли заняться робототехникой

13.05.20
Студент АКИ Михаил Кириков. Открыть в новом окне [128 Kb]

Студент Аэрокосмического института ОГУ, призер регионального этапа интеллектуальной олимпиады «IQ ПФО» по робототехнике Михаил Кириков на своем примере рассказал о том, почему молодежь интересуют роботы и откуда этот интерес появляется.

Студент АКИ Михаил Кириков и профессор кафедры систем автоматизации производства Александр Сергеев. Открыть в новом окне [128 Kb]
Доцент кафедры систем автоматизации производства Максим Овечкин и студент кафедры Михаил Кириков. Открыть в новом окне [171 Kb]
Робот на базе конструктора «Лего». Открыть в новом окне [110 Kb]
Студент АКИ Михаил Кириков. Открыть в новом окне [175 Kb]
Робот-манипулятор. Открыть в новом окне [139 Kb]
3D-принтер. Открыть в новом окне [191 Kb]
Робот-паук. Открыть в новом окне [166 Kb]

— Почему ты конструируешь роботов?

— Робототехника — это лишь часть моих увлечений. Я учусь по направлению автоматизации технологических процессов и производств в ОГУ. С самого детства увлекался изучением и разработкой электронных систем, программированием и прототипированием. Мне всегда нравилось создавать электронные схемы и наблюдать за тем, как работает мое творение вживую, без компьютеров и симуляторов. Но сами роботы меня интересуют тем, что они позволяют компьютеру менять окружающий его мир, пусть и в жестко заданных человеком пределах, но всё же менять. Например, станки c ЧПУ — это тоже роботы. Их задача — автоматизировать жизнь человека в определенной степени. Мне, в силу желания сэкономить свои усилия, всегда нравилось автоматизировать всё подряд, так я и пришел к роботам и компьютерам. Я получаю большое удовольствие от того, чем занимаюсь, это моя стихия.

— Каких роботов ты создал?

— Недавно для участия в олимпиаде под научным руководством Александра Русяева, доцента кафедры систем автоматизации производства, я разрабатывал робота на базе конструктора «Лего», который должен двигаться по нарисованной траектории. Сейчас дорабатывается шагающий робот-паук. Он должен управляться дистанционно. Этот учебный робот — наша альтернатива «Лего». Его можно напечатать на 3D-принтере, а обучающиеся самостоятельно разрабатывают программы. Паука начали создавать другие студенты нашего университета, у них была проблема с программированием и микроконтроллером. Я помог с программным кодом.

— В чем заключается суть робота? И чем он отличается от обычного конструктора на батарейках?

— Роботы создаются человеком для решения самых разнообразных задач. Это может быть пылесос, а может быть даже и станок по обработке металла. Главное, что робот способен самостоятельно выполнять те задачи, для которых создан. Так что конструктор на батарейках вполне может быть роботом, если он имеет какие-либо датчики, исполнительные механизмы и алгоритмы работы, которые позволяют ему выполнить его задачу, например, заинтересовать детей в робототехнике.

— Какие программы надо освоить, чтобы делать роботов?

— Для написания кода подойдет любой текстовый редактор. А вот если создавать более серьезные работы, то следует использовать другие программы. Программы AVR-GCC, PROTEUS нужны для отладки, то есть для поиска или устранения ошибок и для проектирования схемы будущего устройства. Программы SPRINT-LAYOUT или EagleCAD нужны для проектирования (рисования) различных плат. Так, при производстве печатных плат сначала на поверхность текстолита наносят полученный рисунок будущей платы, а затем выполняют химическое травление не покрытых рисунком областей, в результате чего и получается готовая плата.

— Много времени тратишь на создание машины?

— Для создания робота требуется много времени и ресурсов, но вообще всё зависит от того, что из себя будет представлять будущая машина. Если это какой-то робот на базе конструктора, то можно собрать и запрограммировать его за пару часов. Но если что-то самодельное, то нужно разработать схему, программу, механику, корпус, всё это создать, собрать, отладить, и только после этого можно насладиться результатом работы. Такая разработка может занять и месяц, и два.

— Как ты считаешь, современная молодежь может вместо игр заниматься программированием? Или это сложно и требует специальных знаний?

— Смотря для какой платформы программировать. Если программировать микроконтроллеры (микросхемы) на самом близком к аппаратному уровне, то нужно понимать основы информатики, программирования, используемой архитектуры и схемотехники. Если же программа пишется, например, для веб-сайта, то появляется большой уровень абстракции от аппаратного обеспечения и само программирование становится гораздо проще, как и отладка результата. К тому же никто не мешает программировать в играх. Это может сильно помочь в обучении программированию, так как человек будет заинтересован в получении результата в игре. Всем тонкостям программирования можно обучиться в ОГУ.

— Какую роль в твоей жизни играют компьютерные игры?

— Мне нравится «Майнкрафт», в ней я практиковался программировать. Это одна из немногих игр, которая позволяет творить. Потом, всегда интересно что-то поломать в игре, написать бота, который за меня будет что-то добывать. Я играю не часто, но иногда могу провести за игрой часа четыре.

— Что тебя интересует кроме робототехники?

— Программирование под операционную систему Unix. Я никогда не работал с ней, но работал с Unix-подобными системами, то есть системами, имеющими схожее строение и философию. А также меня привлекает альтернативная энергетика, автомобили. Еще я помогаю что-то починить из техники близким и знакомым. Помимо этого, я занимаюсь пчеловодством, у нас своя пасека, где примерно 30 ульев.

— Такие разные интересы… Пчелы с программированием, случайно, никак не связаны?

— Связаны, и не случайно. Нам с папой нужна была медогонка. Купили старую ручную. Крутить было лень, решили установить электродвигатель. Для управления скоростью и временем работы мотора пришлось разработать микроконтроллер. Потом пчел поставили на зиму в домик, и, чтобы они не замерзли, решили сами сделать нагреватель с датчиком температуры. С развитием пасеки переделали отопление всего домика с поддержанием микроклимата. Летом вывозим пчел, надо чтобы кто-то контролировал ульи. Мы сделали электронные весы, которые кроме веса показывают температуру, влажность, давление и отправляют эти данные по СМС. Первую версию весов делал папа. Я в последующем подключился — перепрограммировал их, чтобы данные приходили не по СМС, а через интернет, так экономичнее, ошибки в коде исправлял.

— Есть смысл изобретать? Не проще использовать готовые разработки?

— Такие весы, конечно, существуют, и некоторые умельцы сами их делают. Но мы сделали лучше и дешевле аналогов. Наши на одной батарейке работают год, а у других батарейки каждые две недели надо менять — и наши весы уже пользуются спросом.

— Как планирует развиваться ваша роботизированная пасека?

— Сейчас думаем с папой над модульной конструкцией для перемещения ульев. Они очень тяжелые. Но она не роботизированная планируется, хотя… надо подумать.

— Получается, папа увлек тебя программированием?

— Наверное, так. У папы в юности был самодельный компьютер. Обычно человек интересуется тем, что рядом. Ему надо показывать что-то, объяснять. И важно образование по душе выбрать.

Отдел по связям с общественностью ОГУ

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».

Поделиться:

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством аналитической системы «Спутник» и интернет-сервиса Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «Согласен», вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies вы можете в настройках своего браузера.

Платежный сервис ОГУ
  • Школа «Юный биохимик и микробиолог» для старшеклассников
  • Каждый выходной в ОГУ — Университетские субботы для школьников
  • Проект «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях»
  • Международный инженерный чемпионат CASE-IN
  • Осторожно, мошенники!
  • Год семьи
  • Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ»
  • Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства»
  • Президентская программа подготовки управленческих кадров
  • «Точка кипения ОГУ»
  • Всенародный исторический депозитарий «Лица Победы»
  • Психолог
  • ОГУ — научная школа профессора А.В. Скального
  • Конференция «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры»
  • Проект «Стажер Минобрнауки России. 3 сезон»
0/0

Сегодня

24 декабря 2024 г., вторник
17 неделя (верхняя)

температура воздухаатмосферное давление

    Скоро

    Объявления

    • 20.12.2024 Выборы на должности заведующих кафедрами

      ОГУ объявляет о выборах на должности заведующих кафедрами:  ›››

    • 18.12.2024 Проект «Стажер Минобрнауки России. 3 сезон»

      Министерство науки и высшего образования Российской Федерации запустило проект подготовки кадров для государственного управления в сфере науки и высшего образования «Стажер Минобрнауки России. 3 сезон»›››

    • 17.12.2024 Конкурс на должности ППС

      ОГУ объявляет конкурс на должности профессорско-преподавательского состава по кафедрам: ›››

    • 11.12.2024 Набор на службу в ОМВД России по Нефтеюганскому району ХМАО

      На службу в ОМВД Российской Федерации по Нефтеюганскому району Ханты-Мансийского автономного округа Югры приглашает на службу выпускников ОГУ для замещения вакантных должностей: инспектора дорожно-патрульной службы отдельного взвода ДПС ГИБДД, следователя следственного отдела, участкового уполномоченного полиции, оперативного дежурного дежурной части. ›››

    • 11.12.2024 Проект от ПАО «РусГидро» для студентов и выпускников ОГУ

      Структурное подразделение ПАО «РусГидро» - «Партизанская ГРЭС» АО «Дальневосточная генерирующая компания» заинтересована в привлечении студентов и выпускников Аэрокосмического института и Института энергетики, электроники и связи для прохождения оплачиваемой производственной практики, а также трудоустройства на следующие должности: ›››

    • 05.12.2024 Реализация программы повышения квалификации «Формирование педагогических компетенций преподавателей университета»

      С 5 декабря в Институте развития образования реализуется программа повышения квалификации «Формирование педагогических компетенций преподавателей университета».

    • 04.12.2024 Управление по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области в очередной раз напоминает об обязанности по прохождению иностранными гражданами государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования в связи с пребыванием на территории

      Согласно требованиям действующего законодательства иностранные граждане (лица без гражданства) обязаны пройти обязательную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование (ОГДР) в следующие сроки: ›››

    • 02.12.2024 День открытых дверей в ООО «Газпром добыча Оренбург»

      10 декабря 2024 года ООО «Газпром добыча Оренбург» приглашает студентов и выпускников ОГУ принять участие в Дне открытых дверей. ›››

    • 27.11.2024 Конкурс на должности ППС

      ОГУ объявляет конкурс на должности профессорско-преподавательского состава по кафедрам: ›››

    424242
    Почтовый адрес:

    460018, г. Оренбург,

    просп. Победы, д. 13

    Телефон:

    +7 (35-32) 77-67-70

    Горячая линия Минобрнауки России:

    - по обеспечению правовой и социальной защиты обучающихся: 8 800 222-55-71 (доб. 1)

    - по психологической помощи студенческой молодежи: 8 800 222-55-71 (доб. 2)

           

    Официальный сайт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет».

    Соглашение об использовании сайтаПолитика обработки персональных данных веб-сайтов ОГУ

    © ОГУ, 1999–2024. При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна!