Изучение античного наследия остается важной составляющей образовательных программ направления подготовки 45.03.02 "Лингвистика".
Усиление культурологического компонента в содержании образования признается важным для духовного развития студентов, расширения их кругозора и приобщения к общечеловеческим ценностям. Традиционно в нашем вузе в рамках дисциплин "Древние языки и культуры", "Латинский язык и античная культура" преподавался латинский язык, что вполне оправданно с позиций его прямого влияния на формирование французского языка и опосредованного влияния на формирование английского и немецкого языков.
Однако для изучения наследия античности как эпохи, связанной с греко-римской цивилизацией (VII в. до н. э. — IV в. н. э.) необходимо также знакомство с древнегреческим языком. Особенно учитывая тот факт, что Древняя Греция достигла своего расцвета раньше римской, но, в целом, древнегреческая и римская культуры и древнегреческий и латинский языки оказались столь тесно переплетенными, что изучение и латинского и древнегреческого языков студентами-лингвистами и студентами-филологами представляется целесообразным в плане формирования общих представлений о возникновении и развитии античной культуры, религии, философии, о политической, общественной и повседневной жизни народов-носителей древних культур, о месте древних языков в классификации языков мира и их роли в дальнейшем языковом и культурном развитии народов европейского континента и мира в целом.
В осеннем семестре 2015/16 учебного года студентам первого курса направления подготовки 45.03.02 "Лингвистика" в рамках освоения дисциплины "Древние языки и культуры" было предложено бо́льшую часть аудиторного учебного времени выделить для освоения латинского языка, но в то же время познакомиться с основами фонетического и грамматического строя древнегреческого языка. Изучение древнегреческого языка вылилось, таким образом, в учебный проект, успешность которого была обусловлена синергией эффективной групповой работы, а также использованием телекоммуникационных технологий обучения. Так, проектное задание студентов группы 15Л(ба)ПП-1(а) заключалось в подготовке тестов для тренировки древнегреческих слов к текстам уроков на основе гиперссылочного шаблона презентации PowerPoint; проектное задание студентов группы 15Л(ба)ПП-2(а) — в подготовке аудиозаписей лексического минимума и аудиозаписей текстов изученных уроков на древнегреческом языке; студенты группы 15Л(ба)ПП-3(а) подготовили презентации в PowerPoint по грамматике древнегреческого языка; студенты группы 15Л(ба)ПП-4(ф) подготовили презентации об известных древнегреческих мыслителях и карточки с их изречениями, ставшими крылатыми, и группа 15Л(ба)ПП-5(н) подготовила презентации с подробным морфологическим анализом упражнений по некоторым изученным темам.
Знакомство студентов каждой группы с проектными работами своих товарищей, а также с выполненными проектными заданиями других групп позволило студентам-первокурсникам сопоставить грамматическую систему древнегреческого языка с системами латинского, русского и изучаемых современных иностранных языков, выявить большое количество греческих слов и морфем в современных индоевропейских языках; приобрести навыки чтения на древнегреческом языке и основы морфологического анализа и перевода древнегреческих текстов.
Кафедра романской филологии и методики преподавания французского языка
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».