Выставка под таким названием развернута в музее истории Оренбургского госуниверситета.
"Частота и массовость посещений студентами и преподавателями этой выставки свидетельствуют об интересе к рукотворной истории России", — считает Александр Швечков, директор музея истории ОГУ. Коллекция является собственностью Оренбургского государственного аграрного университета. Для демонстрации музею истории ОГУ ее предоставила Алла Фёдорова, завкафедрой истории ОГАУ, доктор исторических наук, профессор. Формировалась коллекция в ходе этнографических экспедиций студентов ОГАУ под руководством Аллы Владимировны.
В основе экспозиции украинские полотна, а также несколько чувашских и татарских.
Особое внимание посетителей привлекают самые раритетные из представленных на выставке рушников. На домотканом холсте из льняных или конопляных нитей вышиты ромбовидные узоры и загогулинки. Это древняя земледельческая символика, которая означает засеянное поле.
Традиционный цвет славянской вышивки — красный. В народной культуре он ассоциировался с жизнью, солнцем, плодородием и здоровьем.
В старину у славян на полотенце, как самую дорогую святыню, принимали родившегося ребенка. Эти рушники особо насыщены обереговыми атрибутами. Вот только с их "прочтением" сейчас возникают трудности.
Определенные узоры являются символами, связывающими человека с его родом, предками. На рушниках вышивалось генеалогическое древо. Круглые листочки показывали наличие предка женского пола, прямоугольные — мужского. Если они направлены вверх — это означало, что человек жив, а если вниз — умер. Экспонат с подобным узором есть в коллекции, представленной в музее истории ОГУ.
В центре одного из выставочных рушников орнамент в виде круга — символа обручального кольца. Ниже — направленные друг к другу лебеди, которые символизируют верность и взаимоуважение. Это венчальный рушник. В свадебном обряде использовалось несколько специальных полотен: для иконы, для свадебного каравая, для связывания руки невесты с рукой жениха, а также рушники, на которые встают молодые. Свадебные полотенца составляли главную часть приданого невесты.
На другом рушнике друг за другом идут уточки. Предположительно, он погребальный. Птица — символ души человека, однонаправленность движения уточек указывает на его последний путь. Рушник повязывали на шею умершего. В течение сорока дней он считался вместилищем его души.
На выставке представлены рушники, вышитые горожанками. Судя по качеству нитей и ткани, возможно, прабабушками нынешних экскурсантов. Их отличает многоцветие. В основе рисунка — цветочные композиции. Вышивка выполнена не только крестом, но и гладью.
После петровских реформ в орнаменте на рушниках стали появляться бытовые мотивы, а к концу ХIХ века вышивка практически полностью утратила свое ритуальное значение. Однако по сей день рушники используют для украшения жилища и икон. Сохранился обычай встречать почетных гостей хлебом-солью, поднесенными на рушнике.
Выставка "100 рушников России" как напоминание о народных традициях приобретает особую актуальность в 2012 году, объявленном президентом РФ Годом российской истории.
Управление по средствам массовой информации ОГУ
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».