4 апреля студенты группы 19Л(ба)ПП-4(ф) по инициативе доцента кафедры романской филологии и методики преподавания французского языка (РФиМПФЯ) Людмилы Путилиной на французском языке провели мероприятие, посвященное жизни и творчеству выдающегося советского режиссера — Андрея Арсеньевича Тарковского (1932–1986). Гостями были студенты группы 18Л(ба)ПП-4(ф) и доцент кафедры РФиМПФЯ Ольга Агаркова.
Мероприятие приурочено к 90-летию со дня рождения мастера, творения которого не утратили своей остроты и актуальности и в наши дни.
Влада Задорожная представила биографию Андрея Тарковского, основные вехи его творческого пути. Андрей Арсеньевич — советский режиссер театра и кино, сценарист, народный артист РСФСР (1980) родился 4 апреля 1932 года. Кинокартины «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» входят в списки лучших кинопроизведений всех времен. Творчество А. Тарковского представляет собой значительное и необычное явление мировой культуры. Его фильмы, относящиеся к различным жанрам, — это цикл о страданиях и надеждах человека, взявшего на себя бремя нравственной ответственности за весь мир. Концептуальные и художественные решения режиссера характеризуются оригинальностью и поиском глубинного смысла.
Юлия Будера рассказала о творчестве отца кинорежиссера — самобытного поэта, последователя классического стиля в русской поэзии и переводчика с восточных языков Арсения Александровича Тарковского (1907–1989). Отец кинорежиссера лично был знаком со многими известными поэтами и писателями 20-го века (К. Бальмонт, А. Ахматова, М. Булгаков). За сборник стихов «От юности до старости» (1987) А.А. Тарковский награжден Государственной премией СССР. Практически в каждом фильме Андрея Тарковского звучат глубокомысленные стихи его отца.
О студенческом фильме А. Тарковского сообщила Алина Береговая. Короткометражная точная экранизация одноименного рассказа Эрнеста Хемингуэя «Убийцы» (1956), — курсовая работа группы студентов ВГИКа, обучавшихся в режиссерском классе великого Михаила Рома.
Первый полнометражный фильм А. Тарковского представили Юлия Синалиева и Владлена Селезнёва. «Иваново детство» (1962) — военная драма, снятая по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван». История о двенадцатилетнем мальчике, потерявшем родителей во время Великой Отечественной войны, повествует о быстром взрослении столкнувшихся с войной детей, которым остается только во сне проживать беззаботную жизнь обычного ребенка. Фильм «Иваново детство» принес Тарковскому всемирную славу и был удостоен «Золотого льва» 23-го Международного кинофестиваля в Венеции.
Об исторической философской кинодраме «Андрей Рублёв» (1966) рассказала Ю. Будера. Действие фильма, посвященного жизни русского иконописца Андрея Рублёва, охватывает четверть века и состоит из восьми новелл. Первая новелла («Скоморох») датирована 1400 г., а последняя («Колокол») — 1423 г. Выдержав критику и цензуру, «Андрей Рублев» признан одной из главных работ режиссера и вошел в рейтинги лучших фильмов в истории мирового кинематографа.
В научно-фантастической двухсерийной драме «Солярис» (1972), снятой по мотивам одноименного рассказа Станислава Лема, режиссер рассуждает об этических проблемах человечества, рассматривая их через призму контактов с внеземным разумом. Фильм стал обладателем Гран-при Каннского кинофестиваля и по результатам опросов входит в число величайших научно-фантастических фильмов мирового киноискусства.
Евгения Кузнецова представила автобиографическую драматическую кинокартину «Зеркало» (1974). Нелинейное повествование картины состоит из воспоминаний и снов главного героя — поэта в возрасте ребенка, подростка, взрослого. Некоторое время фильм был ограничен в прокате, но впоследствии за ним также закрепился статус киношедевра.
Фантастический фильм-притча «Сталкер» (1979), о котором рассказала Дарья Роганова, снят по сценарию братьев Аркадия и Бориса Стругацких, написанному по мотивам их повести «Пикник на обочине». «Сталкер» также поднимает вопросы о счастье, чуде и вере.
В заключительной части беседы Ирина Черкасова и Юлия Синалиева представили фильмы «Ностальгия» и «Жертвоприношение».
Философский фильм «Ностальгия» (1983), снятый А. Тарковским в Италии, пропитан тоской по Родине, поиском смысла жизни, одиночеством и рефлексией. «Ностальгия» принесла Тарковскому приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале, приз FIPRESCI (международная премия критиков) и приз экуменического жюри.
Последняя работа режиссера «Жертвоприношение» (1986, Швеция) — философский фильм-размышление о смерти, важности данного слова и молитвы, — фильм, заставляющий зрителя задуматься о жертвах, которые он готов принести на пользу общества.
Кафедра романской филологии и методики преподавания французского языка
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».