Ректор ОГУ рассказала о трансформациях управления вузом в проекте «НеМонолог», посвященном 30-летию кафедры менеджмента и открытию будущей «Точки кипения».
Дискуссию на тему управления вузом открыл заведующий кафедрой менеджмента Игорь Корабейников. Были затронуты вопросы всеобщей цифровизации, управления кадрами, научного развития, работы со студентами, образа вуза будущего и многие другие.
Жанна Анатольевна отметила, что в ОГУ изменения происходят на всем протяжении истории развития вуза. Наибольшие трансформации пришлись на период, когда из регионального политехнического института вуз развился в политехнический университет, а затем стал классическим университетом. За 25 лет функционирования в статусе классического университета ОГУ накопил множество ресурсов для того, чтобы перейти на качественно новый уровень. Разнообразная инфраструктура и кадры, формировавшиеся из собственных ученых и эмигрировавших из стран СНГ, позволили открыть новые учебные и научные направления.
— Жизнь показала, что без мощного, сильного второго крыла — науки — эффективный полет крупного вуза невозможен. В первое десятилетие XXI века в научной деятельности вуза происходили существенные изменения — создавались научно-образовательные и научно-исследовательские институты и центры с вовлечением большого числа аспирантов и молодых ученых. Параллельно изменения касались и системы управления вузом, вызванные ужесточением конкуренции во внешней среде, требованиями Минобрнауки России, а также технологическими изменениями.
Подробнее ректор остановилась на трансформациях, характерных для последних лет.
Так, в вузе была внедрена рейтинговая система мотивации профессорско-преподавательского состава. Это отличный и понятный механизм корректировки векторов развития. Учитываются основные показатели: преподавательская деятельность, научная, социально-воспитательная и общественная. Сотрудник формирует личный рейтинг, максимизируя именно тот вид деятельности, который у него лучше всего получается.
Проектный подход к обучению студентов также пример трансформации вуза. Он планомерно реализуется уже несколько лет. Всё больше молодых людей участвует в форумах и выигрывает гранты, представляя на суд свои проекты. По словам ректора, наша задача — обучить студентов упаковывать свои идеи в сформированный проект. Кроме того, «Основы проектной деятельности» — это одна из дисциплин учебных планов в вузе, формирующая общие компетенции «Управления проектами». Для этого практически повсеместно введены дисциплины по проектной деятельности.
На вопрос о том, должен ли вуз подстраиваться под интересы региональной экономики (быть комплементарным), либо решать перспективные задачи, Жанна Анатольевна ответила:
— Нельзя противопоставлять эти явления. Конечно, комплементарный механизм — это благо, мы должны закрывать запросы региона в кадрах и прикладных научных исследованиях. Но при этом, в части образования и науки вуз должен быть зачинщиком инновационных процессов, быть хоть на полшага впереди.
Так сейчас, по словам ректора, происходит с формированием «Точки кипения» в ОГУ, которая призвана стать местом появления новых идей.
В финале беседы Жанну Анатольевну спросили о книге, которая произвела сильное впечатление, и о книге, которую стоит почитать будущим управленцам на ночь.
— На меня в свое время произвела неизгладимое впечатление трилогия Теодора Драйзера «Финансист», «Титан» и «Стоик», рекомендую. А на ночь можно почитать книгу на все времена Ли Якокки «Карьера менеджера».
Отдел по связям с общественностью ОГУ
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».