XIX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные проблемы юридической науки и правоприменительной практики» 14–15 ноября собрала в Оренбургском государственном университете более 70 участников из разных регионов России.
На пленарное заседание в конференц-зал научной библиотеки университета пришли руководители и представители прокуратуры, суда, следствия, юстиции, антимонопольной службы и службы исполнения наказания, а также преподаватели и научные работники ОГУ, Оренбургского института МГЮА, ОГАУ, аспиранты, магистранты, студенты. От имени ректора ОГУ Жанны Ермаковой приветствовала собравшихся проректор по учебной работе университета Татьяна Ольховая, которая подчеркнула тот факт, что уже 19-й год результаты конференции используются не только в научных публикациях, но и в практической правоприменительной деятельности и в образовательных программах вуза.
Заместитель прокурора Оренбургской области Юрий Рываев, приветствуя собравшихся, подчеркнул, что органы прокуратуры наделены широчайшим спектром полномочий практически во всех сферах жизни общества. Только за прошлый год сотрудники этого ведомства провели работу и приняли решения по более чем 25 тысячам обращений граждан, пресечено около 100 тысяч правонарушений.
— Однако периодически прокурорские работники сталкиваются с вопросами, решение которых может предложить юридическая наука, — подчеркнул он важность встречи теоретиков и практиков.
Татьяна Кудашова, заместитель начальника Управления Министерства юстиции РФ по Оренбургской области, отметила актуальность заявленной конференцией темы. По ее мнению, если изначально ежегодная встреча практиков и теоретиков существовала как площадка для представления научных работ, то сегодня уже сформировано определенное требование к ней — полезность для практической деятельности. Она предложила присутствующим в зале пройти в управлении Министерства юстиции РФ аккредитацию в качестве независимых экспертов и заниматься экспертизой законопроектов на предмет соответствия их антикоррупционному законодательству. Кроме того, она проинформировала собравшихся, что в помощь практикам и теоретикам появился важный информационный ресурс: портал нормативных актов субъектов Российской Федерации.
Владимир Окшин, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области, выступил с докладом «Реализация национального плана развития конкуренции. Законодательная инициатива, практика». Он рассказал о том, как исполняется документ стратегического планирования в сфере антимонопольного регулирования. К позитивным результатам, по мнению Владимира Окшина, можно отнести снижение количества нарушений антимонопольного законодательства органами власти в 2018 году на 14%, а также увеличение доли госзакупок у субъектов малого предпринимательства: в 2018 году их доля составила 29,7%, в то время как плановый показатель 2020 года — 31%.
Владимир Васильевич также проинформировал собравшихся о законодательных инициативах Федеральной антимонопольной службы и проблемах, над решением которых она работает. Так, значительные сложности при принятии претерпевает законопроект о создании унитарных предприятий на конкурентных рынках, хотя ни для кого не секрет, что для МУПов в городах и районах создаются преференции при распределении услуг и финансов. Создают проблемы для контролирующих органов реалии цифровой экономики — при определении конкретного субъекта той или иной хозяйственной деятельности. ФАС предлагает также новый порядок регулирования естественных монополий: в сфере оборота лекарственных препаратов, дорожного и жилищного строительства велика вероятность сговора, создания картелей, поэтому нужны поправки в закон «О защите конкуренции».
— Стратегическое направление деятельности антимонопольной службы — превращение ее из контрольного органа в орган предупредительного контроля, — подчеркнул докладчик.
Много интересной информации для теоретиков уголовного и уголовно-процессуального права сообщил в своем докладе «Некоторые особенности по заверению доверенности лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях» Андрей Денисов, помощник начальника по правовой работе УФСИН России по Оренбургской области. Суть коллизии в том, что у начальника исправительного учреждения есть право заверять доверенности лицам, отбывающим наказание, но нормативные акты не обязывают его это делать. К тому же по своей юридической значимости его доверенность значительно отличается от нотариальной. Нормативные акты в этой сфере противоречат друг другу и препятствует упорядочению практики заверения доверенностей в исправительных учреждениях.
Анатолий Чадов, уполномоченный по правам человека Оренбургской области, остановился в своем докладе на анализе права потерпевшего в уголовном процессе, которое зачастую нарушается. Жалобы от этой категории граждан составляют до 20% от всех, которые поступают к уполномоченному по правам человека. Нарушаются, к примеру, права потерпевших на получение информации в ходе судебного разбирательства, на участие в процессе, на реальную компенсацию причиненного вреда, на помощь адвоката.
Виктор Сиваев, руководитель первого отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления по Оренбургской области Следственного комитета РФ, в своем выступлении по поводу существующих проблем в уголовно-процессуальном законодательстве перечислил ряд противоречий между нормой права и смыслом и логикой работы следователя. Непонятно, что следует считать сообщением о преступлении. Таковыми в соответствии с буквой закона являются, к примеру, регулярные сигналы в правоохранительные органы гражданина, состоящего на психиатрическом учете. Даже если он сообщает о соседях-рептилоидах с Альфа Центавры, которые травят его газом через электрические розетки. Отказать гражданину в регистрации такого сообщения о преступлении у правоохранительных органов нет права. Зато у гражданина есть право бесконечное количество раз оспаривать то или иное процессуальное действие, например: «Меня осудили незаконно», и правоохранительные органы обязаны отработать это процессуальное действие гражданина. В практике работы следователя накопилось большое количество вопросов по переквалификации преступного деяния и по течению сроков предварительного следствия: законом не предусмотрено ни продление, ни приостановление, ни его перерыв, также не ясно, что делать при пропуске срока, что тоже случается.
На взгляд Виктора Сиваева, назрела также необходимость упорядочить использование термина «незаконное уголовное преследование». Предположим, следователь, добросовестно выполняя свою работу, принял решение о задержании человека, оказавшегося около убитого, так как сразу он не пожелал давать показания. В процессе расследования при прояснении обстоятельств дела уголовное преследование в отношении задержанного прекращается, но совершенное следователем действие квалифицируется как незаконное уголовное преследование, которое может повлечь для него дисциплинарное взыскание, лишение премии и прочие негативные последствия.
Особенностями осуществления прокурорского надзора в небольших муниципальных образованиях поделился с собравшимися Вильдан Курамшин, прокурор Оренбургского района. Среди проблем, с которыми сталкиваются сотрудники его ведомства, — низкий уровень правовой культуры принимаемых решений; отсутствие системы работы с кадрами, уволенными из органов муниципального образования в связи с утратой доверия; отсутствие возможности у прокурора получить в банке сведения по движению средств на счетах.
В ходе пленарного заседания также выступили заместитель руководителя Следственного управления по Оренбургской области Следственного комитета РФ Андрей Киселев, судья Оренбургского областного суда Татьяна Калугина, начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Николай Горнике, руководитель проекта по работе с вузами ООО «Гарант-Оренбург» Александра Назарова.
Завершающим стал доклад Сергея Зуева, заведующего кафедрой правоохранительной деятельности и национальной безопасности Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета). Он обратил внимание собравшихся на признаки и опасности стремительной цифровизации всех сфер жизни, призвав внимательнее относиться к новым явлениям, помнить об угрозе культурным ценностям. К примеру, уже есть исследования, которые доказывают, что робот лучше справляется с допросом свидетелей, если они склонны к эмоционированию: машине рассказывают больше подробностей. В Саудовской Аравии роботу Софии дали подданство. В этой же стране существует электронное уголовное дело и в процессе можно участвовать через смартфон. Возможно, и в России с уголовным делом скоро можно будет ознакомиться в облаке, только при этом необходим надежный государственный сектор в сети Интернет.
— Сегодня мы говорим о месте цифры в следственных действиях. Думаю, через 30 лет мы здесь встретимся и будем говорить о месте человека в них, — пошутил Сергей Васильевич.
— На пленарное заседание мы не случайно вынесли доклады в основном практиков, — рассказывает декан юридического факультета ОГУ Елена Мищенко. — В их выступлениях содержится реальный опыт, дающий ученым богатую пищу для исследований и обобщений. Бесценно общение с таким количеством компетентных специалистов и для наших студентов — будущих юристов.
Работа конференции продолжилась в шести секциях.
Пресс-служба ОГУ
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».