Ректор ОГУ, председатель Совета ректоров вузов Оренбургской области Жанна Ермакова приняла участие в первом Форуме ректоров вузов Казахстана и России, состоявшемся 8 ноября в рамках XIV форума Межрегионального сотрудничества России и Казахстана в Челябинске.
По возвращении в Оренбург она рассказала о некоторых наиболее значимых для регионального образовательного сообщества аспектах состоявшегося разговора.
— Главная тема форума — человеческий капитал как важнейший фактор повышения конкурентоспособности. А основа этого капитала закладывается именно в сфере высшего образования. Поэтому во встрече с руководителями образовательных организаций двух стран в Южно-Уральском государственном университете приняли участие министр образования и науки РФ Ольга Васильева, президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, министр образования и науки Республики Казахстан Ерлан Сагадиев и председатель Совета ректоров вузов Казахстана, ректор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Ерлан Сыдыков.
Обсуждение развития инновационной деятельности вузов в рамках стратегического партнерства образовательных систем России и Казахстана проходило как на пленарном заседании, в ходе сессий, так и во время неформального общения собравшихся — «на полях форума». Мне удалось пообщаться с президентом РСР Виктором Садовничим, ректором КФУ Ильшатом Гафуровым, ректором ЮУрГУ Александром Шестаковым и некоторыми другими спикерами. Основной настрой — лидерский: каждый вуз ставит перед собой максимально высокие и амбициозные цели, хорошо продумывая траекторию ее достижения на основе своих конкурентных преимуществ, которые созданы за годы предыдущего развития. Для одних это высокие технологии, для других — тесные связи с бизнесом и так далее.
В целом, в фокусе внимания форума оказался ряд образовательных трендов, в принципе не новых, но особенно важных в контексте сотрудничества России и Казахстана. Первый — совместная научная деятельность преподавателей и студентов, которая является показателем развития университетского сообщества как такового. Без него ни о качестве получения высшего образования, ни о качестве преподавания в вузе говорить невозможно.
Второй тренд — усложнение и обогащение нынешней системы образования, как формы, так и содержания. Загрузить лекцию в телефоне, послушать ее трансляцию в соцсети, поучиться онлайн в другом вузе и зачесть это в своем — все эти новации уже завтра ждут наших студентов, а преподавателям необходимо быть к ним готовыми. Ольга Васильева в своем выступлении напомнила о цели создания массовой образовательной среды в нашем обществе за счет развития онлайн-образования, для которого нужны и отечественные образовательные ресурсы, и платформа открытого онлайн-обучения, и портал виртуальной академической мобильности. Что касается содержания образовательного процесса, то выступающие много говорили о необходимости преподавания завтрашних знаний, если так можно выразиться. Сегодняшний студент должен, например, знать, как работают суперкомпьютеры и какие задачи с его помощью можно решить, даже если в его городе сегодня таких нет. Это знание наверняка понадобится молодому специалисту на его рабочем месте. Для крупных корпораций уже сегодня актуален вопрос работы с большими базами данных — Big Data. Виктор Садовничий в своем выступлении привел мнение самих молодых людей, с которыми он встречался на фестивале молодежи в Сочи: нужны знания в сфере работы с Big Data. Молодому специалисту сегодня нужны компетенции в сфере иностранных языков. В Казахстане ставится задача 3-язычия молодого поколения: казахский, русский, английский. Для регионального образовательного сообщества, для нашего вуза в том числе, полагаю, задача минимум — очень хороший английский для всех.
Третий важнейший тренд, который всем нам необходимо иметь в виду при разработке любых планов и проектов, — образование в течение всей жизни. За счет виртуальных ресурсов оно станет реальностью уже завтра, но мы у сегодняшних студентов должны воспитывать потребность и способность жить в режиме непрерывного обновления знаний. Образовательным организациям тоже немало предстоит сделать для того, чтобы получение дополнительного образования и переподготовка для людей всех возрастов и профессий в нашем регионе стали и проще, и доступнее во всех смыслах.
Не могу не упомянуть еще об одной важной государственной задаче, о которой говорила министр образования и науки и которая имеет особую актуальность для нашего приграничного региона: развитие экспортного потенциала российского образования. Цель многоаспектная, но очень конкретная: увеличение количества иностранных студентов в России в 3 раза. Мы активно работаем в этом направлении. Основной контингент иностранных студентов ОГУ — это граждане Казахстана; магистранты вузов соседнего государства — частые гости на наших факультетах, проходят у нас практику; Евразийская олимпиада школьников и студентов на базе ОГУ ориентирована в первую очередь на казахстанцев. С акимом Актюбинской области Бердыбеком Сапарбаевым у нас сложились добрые отношения и хорошее взаимопонимание, что подтвердилось во время его недавнего визита в ОГУ. Думаю, у нас большое поле для совместной деятельности.
Пресс-служба ОГУ
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».