30 ноября 2006 г. в ОГУ прошел межрегиональный научно-практический семинар "Толерантность: диалог культур".
Инициатором его проведения вновь стал факультет гуманитарных и социальных наук, который в марте прошлого года организовал в ОГУ международную научно-практическую конференцию "Толерантность в межконфессиональном и межэтническом взаимодействии". Это стало своеобразным итогом участия в 2004 году заместителя декана Натальи Смирновой в программе "Мультикультуролизм и толерантность" (по приглашению американской стороны).
Почетными гостями семинара в этом году были Генеральный консул США в Екатеринбурге г-н Джон Степанчук; директор информационного центра Генерального консульства США в Екатеринбурге Славяна Сагакьян; заместитель министра информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области, д.и.н., профессор Веналий Амелин; начальник отдела международных и внешнеэкономических связей правительства области Сергей Кузнецов.
Цели семинара заключались в привлечении внимания общественности, средств массовой информации и власти к проблеме проявления нетерпимости и дискриминации; в продвижении в обществе самого понятия "толерантность" (чтобы оно стало понятным или хотя бы привычным для многих); в профилактике экстремистских проявлений в обществе, а также в укреплении международных связей, направленных на решение социальных проблем.
Федеральный инспектор по Оренбургской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Николай Калинкин направил приветственное послание участникам семинара, где особо отметил, что не случайно данное мероприятие инициировало университетское сообщество: воспитание толерантного сознания, наряду с семьей и обществом, должно происходить и в образовательной сфере.
В ходе семинара обсуждался ряд вопросов, в числе которых: толерантность в культурологическом контексте, история взаимодействия представителей различных этнических и конфессиональных групп, а также злободневные темы: межэтнические отношения в приграничных регионах и проблемы мигрантов.
Во многих культурах понятие "толерантность" является своеобразным синонимом "терпимости". В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория "терпимости" ("толерантности") претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.
Сейчас в словарных статьях толерантность (от лат. tolerantia - терпение) определяют как "терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям". Это всецелое признание ценности всего, что объединяет людей, и уважение к имеющимся между ними различиями.
Знаменательно, что 11 лет назад государства-члены ООН объявили 16 ноября ежегодным международным Днем толерантности. "Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира", — говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
В Декларации определено понятие толерантности как: уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.
В 2001-2005 гг. в России действовала федеральная целевая программа "Толерантность". Ежегодно 16 ноября в нашей стране проходят мероприятия, посвященные борьбе с ксенофобией, национализмом, расизмом и другими видами дискриминации.
Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, которое формируется на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
В обществе активно обсуждается возможность введения в образовательных учреждениях курсов по истории межкультурных взаимоотношений. По итогам конференции 2005 года на факультете гуманитарных и социальных наук уже проводятся спецсеминары "История формирования европейской концепции толерантности" и "Этнические, религиозные и политические аспекты толерантности".
Интересна точка зрения представителей Православной церкви на данную проблему.
Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан считает, что понятие толерантности и уважение к человеку – это вопрос воспитания. Он говорит следующее: "Обычно в обществе дискутируется, что нужны законы. Да, мы действительно вырабатываем позицию такую деятельную, чтобы толерантность воспитывалась, но никакой закон в одночасье не может сразу сделать толерантными ни человека в отдельности, ни общество в целом. Понятие толерантности, уважительного отношения вообще к человеку – это процесс воспитания. Даже не столько образования, а образование связано с воспитанием, и это очень важно".
Протоиерей В. Федоров в своей статье "Межконфессиональный диалог и проблемы толерантности" отмечает: "Сегодня одна из самых важных задач христианской миссии — воспитание толерантности. Толерантность - не предательство своих убеждений, не безразличие к чужим, но готовность жить в мире и добрососедстве с теми, кто имеет убеждения и веру, отличные от наших. Кроме всего прочего, важно помнить, что толерантность включает в себя не только терпимость к другим религиозным убеждениям, но и противостояние таких "партийных" и культурологических идеологем, как Восток и Запад".
Философы и историки госуниверситета помогли участникам семинара, среди которых были доктора и кандидаты наук, аспиранты и студенты, даже один школьник, по-новому взглянуть на проблему толерантности.
Доктор философских наук Павел Горохов подробно рассмотрел проблему оснований религиозной толерантности, которая стала очень актуальной для современной России, пережившей распад атеистического СССР. Конечно, дебаты вокруг мультикультурности вращаются не столько вокруг унижения религиозных меньшинств, сколько вокруг дискриминации других групп, например, вокруг введения государственных праздников, установления государственного языка, поощрения преподавания на родном языке для этнических или национальных меньшинств, урегулирования квот для женщин в политике. Одним словом, светское государство должно стать гарантом религиозной толерантности, подлинной веротерпимости.
Тобиас Шмальхофер, преподаватель немецкого языка кафедры немецкой филологии ОГУ, развернул дискуссию по проблемам толерантности в современном германском обществе. Чтобы понять сегодняшнюю Германию, нужно учитывать историю "Третьего Рейха". Толерантность в этом контексте выступает как противоположное фашистской идеологии. Однако есть опасность в том, что идея толерантности может сама стать идеологией. Немецкий писатель Вольфганг Гёте выразил это так: "Толерантность должна быть всего лишь временным убеждением: за ней должно следовать признание. Терпеть – значит оскорблять".
Веналий Амелин своим выступлением на семинаре обозначил важность проблемы толерантности не только для Оренбургской области, России, но и для всего мира вообще, потому что сейчас особо обострены межэтнические отношения: Великобритания – Северная Ирландия, проблема Кипра – греческие и турецкие киприоты, конфликты есть даже в таких благополучных странах, как Франция – Корсика.
Перепись населения 2002 года показала, что в Оренбурге проживает более 110 национальностей. Однако в нашем многонациональном регионе толерантность отнюдь не снижена. Социологический опрос выявил, что оренбуржцев больше беспокоят проблемы терроризма, наркотиков, чем межэтнические отношения. Однако все-таки тревожит поведение мигрантов.
Некоторым политикам и общественным организациям не очень нравится иностранное происхождение слова "толерантность", отметил Веналий Амелин. Они справедливо напоминают, что принципы терпимости и согласия издавна были в российском обществе, и многое в стране держалось и держится на них. Как это ни странно, при всех политических и социальных распрях последних двух десятилетий и даже при конфликтах на Северном Кавказе, по данным исследований, Россия и россияне проявляют вполне достойные терпимость и уважение к культурным различиям. В стране сохраняется высокий уровень смешанных браков, в рамках российской культуры развиваются не только русские культура и язык, но и языки и культуры меньшинств. Население приняло более десяти миллионов мигрантов из числа бывших соотечественников и с удовольствием открывает для себя внешний мир, заимствуя другие культурные обычаи: от пищи и домоустройства до праздников и практик врачевания.
Веналий Амелин отметил значимую роль СМИ, которые сохраняют толерантность публикаций, хотя встречаются и нетолерантные. Сейчас, благодаря грамотному журналистскому подходу, больше материалов, посвященных межконфессиональным, межэтническим отношениям.
Негативизм рождается от незнания культуры. Однако в Оренбурге налажены контакты с национальными меньшинствами. Власть уделяет внимание противодействию и профилактике экстремизма. Именно в этих целях руководство области приняло решение о строительстве музея культуры и быта национальностей Оренбурга, который в народе называют "национальной деревней". Это подворья различных этнических обществ, в каждом из которых будет своя библиотека национальной литературы, музей, магазин, где можно купить сувениры, и, конечно, кафе с национальной кухней. Все это, по словам Веналия Амелина, способствует развитию толерантности оренбургского социума, повышает межконфессиональный диалог.
Джон Степанчук ознакомил слушателей с историей развития межэтнических отношений в США. В частности, в 1948 году президент Трумэн удивил армию, разослав во все войска постановление о расовой интеграции: равенство обращения для всех людей независимо от цвета кожи, расы, религии или национальности. Однако эта инициатива не была популярна, что прибавило проблем к последующему избранию президента.
Иногда в США создаются трудности для строительства мусульманской мечети или индуистского храма, хотя это не противоречит закону. Незаконные действия большинства против меньшинства определяются силой большинства.
400 лет назад Джон Милтон напомнил Парламенту, что любое правительство склонно совершать ошибки, но только правильное правительство способно их исправлять.
Привычка помнить о нашей склонности к ошибкам – большой шаг к толерантности.
Присутствующим было интересно узнать о корнях самого Джона Степанчука. Он рассказал, что его дед и бабушка по отцу переселились в 1918 году из России в США. Они были бедными православными крестьянами. Родители матери приехали в Америку из Греции. Как видим, этническая толерантность в действии.
Древние философы предостерегали: "Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения".
Таким образом, гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение людьми друг друга. Так в понятие толерантности закладывается подтекст обогащения новым и иным культурным достоянием, социальным опытом. Своеобразие данного определения отнюдь не сводится к откровенному прагматизму, ибо толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека, независимо от его культурного и социального уровня.
Толерантность в России – это прежде всего умение понимать и уважать многообразие российского народа.
См. также:
Толерантность как предчувствие (газета "ОУ" N 46 (859) от 13.12.2006)
Отдел по связям с общественностью и рекламе
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».