Как студенты могут повлиять на качество своего образования? Этот вопрос был в центре внимания круглого стола, который прошел в рамках научно-методической конференции "Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры". Из пяти подобных мероприятий это было самым "молодежным": на дискуссию собрались представители обучающихся практически из всех вузов региона.
Модератором выступила проректор по социальной и воспитательной работе ОГУ Татьяна Носова. Она открыла дискуссионную площадку "Качество образования глазами студента: состояние, проблемы и пути их решения", напомнив об истории вопроса:
— В декабре 2013 года от Общероссийского студенческого союза в вузы страны были направлены материалы по реализации проекта "Качество образования", в которых содержалось предложение сформировать объединения студентов, занимающихся этими вопросами. Летом 2014-го на Селигере был создан Всероссийский студсовет по качеству образования, и осенью в регионах и округах прошли семинары-практикумы для студенческих активов.
Молодые люди из ОГАУ, ОГПУ, ОГУ, ОрГМУ презентовали модели студенческих объединений своих вузов. В каждом проводится мониторинг мнения обучающихся о качестве учебного процесса с помощью социологических опросов. Результаты передаются руководству, которое корректирует учебную и социально-воспитательную политику. Но кто составляет анкеты, и как обрабатываются результаты? Вопросы не праздные, так как от профессиональной чистоты этой работы зависит и результат.
По мнению большинства собравшихся, для анкетирования требуется специально обученный персонал, преимущественно состоящий из социологов. Кроме того, для выявления преподавателей, наиболее и наименее эффективно использующих учебное время, стоит включать в анкету открытые вопросы, в которых студенты могли бы указать конкретного специалиста.
В дискуссии активно обсуждали необходимость оценки и социально-воспитательной работы в вузе, ведь она тоже нуждается в корректировке.
— При оценке качества образования внимание следует уделять не только учебному процессу, но социальным и воспитательным мероприятиям, — отмечает Татьяна Носова. — Идеи и пожелания, выявленные в ходе анкетирования, должны быть учтены.
Декан факультета гуманитарных и социальных наук ОГУ Наталья Шебаршова рассказала о студенческой социологической исследовательской лаборатории университета, о ее ежегодных и поэтапных исследованиях. Наталья Борисовна также сообщила о том, что оказывает содействие желающим дополнительно прослушать курс лекций по одной из дисциплин факультета.
Студентка 2-го курса факультета филологии и журналистики ОГУ Гульназ Сынбулатова предложила проект межвузовского взаимодействия. Его суть заключается в объединении университетов в единый кластер дополнительного образования в форме открытых лекций по интересующим студентов направлениям. Идея вызвала бурное обсуждение. Участники круглого стола отметили масштабность такой работы и поставили перед автором целый ряд вопросов. Как будет организован процесс? Не будет ли он идти вразрез с уже работающими образовательными программами? Потребует ли та или иная лекция дополнительных знаний от слушателей?
Проректор по учебно-методической работе ОГУ Татьяна Петухова, отметив актуальность идеи, перечислила проблемы, которые могут возникнуть при ее реализации. Она добавила, что каждый аспект проекта требует тщательной проработки.
Решение по состоявшейся дискуссии участники круглого стола одобрили единодушно: организовать на постоянно действующих семинарах-практикумах методическую подготовку тех членов студенческого самоуправления вузов Оренбурга, которые участвуют в процедурах оценки качества образования.
Пресс-служба ОГУ
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».