Научный коллектив сотрудников лаборатории когнитивной биоэлементологии Института биоэлементологии ОГУ под руководством доктора медицинских наук, профессора Светланы Нотовой завершил первую часть исследований об особенностях психофизиологической адаптации студентов в различных социальных условиях.
Как известно, учащиеся вуза являются социальной группой, чувствительной к воздействию окружающей среды. Переезд из другого города и изменение привычного образа жизни требует от них самостоятельного решения повседневных проблем. В этой связи существует вероятность возникновения соматических и психосоматических заболеваний, вызванных психоэмоциональным стрессом. Задача базовой части проекта — исследовать психофизиологические особенности студентов при формировании адаптационной реакции.
— Проблема адаптации современной молодежи особенно актуальна, когда речь идет о подготовке будущих специалистов. Большая часть современной молодежи не может приспосабливаться и развиваться в условиях изменяющейся действительности, — рассказывает Светлана Викторовна. — Поэтому возникла необходимость изучить влияние социального фактора на проявления фенотипа (присущих индивиду характеристик) студента в условиях современного российского вуза.
В ходе исследования обучающиеся были ранжированы на две группы в зависимости от социальных условий. Ученые оценили показатели их психического и физического здоровья по параметрам нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, насыщения крови кислородом. По предварительным данным можно сделать вывод, что разные группы респондентов обнаружили различную степень устойчивости не только к стрессу, но и к его источникам, в частности к экзаменационным сессиям и возрастающей учебной нагрузке, материальным и бытовым проблемам. В частности, были выявлены различия в объемных и скоростных параметрах внешнего дыхания, антропометрических данных, гематологических показателях, определены особенности вариабельности сердечного ритма. Оказалось, что социальный фактор не всегда играет ведущую роль в формировании адаптационных реакций организма человека.
— В дальнейшем на основании изучения фенотипа мы можем разработать алгоритм коррекционных мероприятий с целью профилактики дизадаптационных расстройств студентов для воспитания полноценных и здоровых граждан, — считает Светлана Нотова. — Это поможет им в усвоении социальных ролей в системе общественных отношений. Полученные результаты можно также использовать в учебном процессе, практической психологии и медицине.
Пресс-служба ОГУ
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».