Европейский кризис идей толерантности и пути выхода из него
25 октября 2011 года в здании Оренбургского областного драматического театра прошло заседание Международного круглого стола «Европейский кризис идей толерантности и пути выхода из него». Он был организован при содействии НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ в рамках Международного кинофестиваля «Восток & Запад. Классика и авангард», а потому объединил как деятелей культуры, актеров, режиссеров, так и представителей научного сообщества.
Открыл дискуссию директор НИИ доктор исторических наук Веналий Амелин, который обозначил ключевые проблемы отказа европейских стран от политики мультикультурализма, признающей права национальных и религиозных меньшинств на автономное развитие своей культуры, роста националистических настроений и популярности крайне правых политических сил на континенте.
Председатель Комитета по культуре Государственной Думы Григорий Ивлиев поднял еще одну проблему — освещения жизни мигрантов в кино как самом массовом и влиятельном из искусств. Он отметил, что мировой кинематограф давно проявляет интерес к попаданию человека в чужую культурную среду. Но, к сожалению, такие картины не дают положительных примеров интеграции мигрантов в новое общество, а демонстрируют их трагический разрыв с окружающими, построены на обыгрывании конфликтов и противоречий. «Ни один из известных мне фильмов даже отчасти не отражает моего видения проблемы толерантности, — сказал он. — Есть ощущение, что превалирует насилие, противопоставление. И нет сюжетов общественной значимости, где проблемы благополучно разрешаются». Парламентский деятель решительно выступил и против недобросовестных политиков, отстаивающих культурную обособленность, изоляционизм, националистические идеи, преимущество одного народа перед другими. Напротив, по его мнению, необходимо совершенствовать российское законодательство для того, чтобы снимать барьеры, открывать возможности для свободного обмена идеями, творческими силами, работы в России иностранных деятелей театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры, реализации совместных культурных проектов.
Известный киноактер Гойко Митич подтвердил, что политические события, войны, террористические акты, преподносимые ангажированными средствами массовой информации, телевидением и кино, вносят разобщенность между европейцами, подрывают традиционный для западной цивилизации принцип терпимости, приводят к противопоставлению в массовом сознании «своих» и «чужих». И если раньше в Германии, где живет и работает югославский артист, никто не акцентировал внимание на его национальности, то теперь его сербское происхождение вызывает порой негативное отношение на фоне операций НАТО в Боснии и Косово.
Итальянский режиссер Джанпаоло Куньо рассказал о том, что его родной городок на Сицилии принимает множество семей африканских мигрантов, но местные жители никогда не испытывали неудобств от совместного проживания. И лишь отдельные политики с помощью СМИ искусственно раздувают страх перед представителями иной культуры, опасения за рабочие места и социальные блага, уровень преступности и общественную безопасность, делая на этой деликатной теме капитал для борьбы за власть. А ведь сто лет назад итальянские эмигранты сами сталкивались с аналогичной дискриминацией в США, но со временем смогли успешно интегрироваться в местный социум, реализовать себя в бизнесе, науке, спорте, культуре и, в частности, сыграли важную роль в возрождении американского кинематографа творчеством режиссеров Фрэнсиса Форда Копполы, Мартина Скорсезе и др. Подобно тому, как посредством Интернета были стерты границы информационного пространства, должны быть ликвидированы и препятствия для культурного обмена, который взаимно обогащает народы новыми идеями.
Руководитель социологического центра «Общественное мнение» доктор политических наук Галина Шешукова не согласилась с тем, что кино не дает положительного эффекта, показывая трудности устройства мигрантов на новом месте. Наоборот, это заставляет зрителя сопереживать им, преодолеть внутреннее отчуждение и встать на путь взаимопонимания. А задачей науки, культуры и образования как раз и является формирование самоидентификации не только со своим этносом, но и с гражданской нацией. И в этом плане у России есть свои преимущества, поскольку мигранты из бывших республик Советского Союза имеют с ней общее историческое прошлое и основы культуры, что позволяет им легче влиться в ее состав.
Доцент кафедры всеобщей истории ОГПУ кандидат исторических наук Светлана Дерябина возразила, что за 20 лет с распада СССР выросло новое поколение, которое не имеет опыта совместного проживания в единой стране и не впитало идеи дружбы народов. Его менталитет складывался уже в условиях развития независимых государств, переписывания истории, свободы религиозной агитации, в том числе радикальной. Поэтому терпимость как норма поведения не должна уводить нас к показной политкорректности, замалчиванию реальных проблем, которые мешают правдивому отображению жизни, в том числе и средствами кинематографа.
Президент Международного кинофестиваля «Восток & Запад. Классика и авангард», генеральный директор кинокомпании «Россфильм» Татьяна Воронецкая поделилась личным опытом. Она рассказала, что не раз читала интересные сценарии фильмов о взаимоотношениях между людьми различающихся культур, но не решается взять их в постановку, опасаясь недопонимания и неоправданных обвинений в разжигании межнациональной розни.
Завершая работу круглого стола, директор НИИ Веналий Амелин напомнил, что есть десятки определений толерантности, но главным для всех является принятие человека таким, каков он есть, вне зависимости от национальности и религии.