Проектная сессия «Новые механизмы формирования модели межэтнического согласия российско-казахстанского приграничья: молодежное измерение»
23 апреля 2021 г. в Оренбурге прошла проектная сессия «Новые механизмы формирования модели межэтнического согласия российско-казахстанского приграничья: молодежное измерение». Передовые практики и перспективные проекты в сфере укрепления дружбы народов на этой международной площадке обсудили руководители и активисты молодежных, национально-культурных и иных общественных организаций, педагоги и методисты школ и этнокультурных учреждений из Москвы, Ижевска, Омска, Оренбурга, Самары (Россия), Нур-Султана, Костаная, Петропавловска, Усть-Каменогорска (Казахстан) и др.
Широкий обмен опытом работы с молодежью в межнациональной сфере инициировали НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета, Ассамблея народов Оренбургской области и АНО «Содружество народов Евразии».
Открывая работу площадки от лица организаторов, директор НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ Веналий Амелин (г. Оренбург, Россия) отметил, что наши предки передали нам национальное самосознание, язык, культуру вместе с многовековым опытом добрососедства и взаимообогащающего диалога с другими народами, накопленным в том числе в период общего советского государства, совместного общежития с позиций интернационализма. Однако в актуальных условиях становления новых национальных государств, изменения мозаичной этнической картины населения на фоне масштабных миграционных процессов остро встают задачи формирования позитивных установок межэтнического общения у нового поколения, профилактики ксенофобии в молодежной среде. К тому же, при современных огромных потоках стремительно меняющейся информации, постоянной погруженности молодежи в киберсреду, формирующей отрывочное, «клиповое» мышление, для воспитания нового поколения в духе межнационального мира и согласия необходимы принципиально новые форматы работы. Они требуют сжатой подачи информации короткими блоками в социальных сетях и мессенджерах, ее упрощенного, наглядного представления через видеоролики, фото и инфографику, внедрения игровых элементов, ролевого подхода при планировании и проведении этнокультурных мероприятий и акций, вовлечения самой молодежи в волонтерство для открытого диалога и воздействия личным примером на сверстников. В этих целях организаторы и решили собрать на одной площадке презентации лучших молодежных проектов России и Казахстана в значимой для них межнациональной сфере, чтобы развернуть перед общественниками всю палитру доступных инструментов работы, показать существующие возможности и инновационные подходы к массовому этнокультурному просвещению, повышению медиаграмотности, обучению добровольческим навыкам и др.
Президент Гражданского Альянса Казахстана, объединяющего более 3000 неправительственных организаций страны, Бану Нургазиева (г. Нур-Султан, Казахстан) добавила, что лучшие из представленных проектов могут быть вынесены на Российско-казахстанский форум гражданских инициатив, который пройдет в текущем, 2021 году.
Переходя к презентации конкретных проектов, председатель Молодежной Ассамблеи народов России Дина Громатикополо (г. Москва, Россия) показала, как крупные, республиканские объединения могут выступать акселератором, ускорителем реализации молодежных инициатив, сопровождая их от выдвижения снизу через обучение, совместную доработку проектов с экспертами до практического воплощения по всей стране.
С этой целью Ассамблеей был запущен проект «МежНацАкселератор», в рамках которого проведено массовое обучение молодежных активистов основам регистрации НКО, социального проектирования, поиска и привлечения денежных средств (фандрайзинга), оформления конкурсных грантовых заявок, работе в команде, коммуникации, взаимодействию со СМИ и другим «гибким навыкам». При этом все образовательные программы, вебинары, онлайн-тренинги и мастер-классы дополнительно выкладываются в свободном доступе на видеоплатформе YouTube для обеспечения их долгосрочного, длящегося эффекта. Разработано специальное мобильное приложение «МежНацАкселератор 2.0», которое также бесплатно можно скачать в App Store или Google Play для гаждетов на основе операционной системы Android. С помощью интерактивной карты оно позволяет найти поблизости единомышленников, присоединиться к существующим или предложить собственный молодежный проект в сфере межнациональных отношений. По результатам конкурсных отборов лучшие проекты получают экспертную помощь наставников, менторов, которые помогают претворить креативные задумки в жизнь.
С 2021 году стартовал схожий проект Молодежной Ассамблеи народов России, посвященный особенностям национального гостеприимства как наиболее выразительному способу в теплой обстановке познакомиться с чужой культурой, обычаями, кухней и завязать дружбу между представителями различных народов. В его рамках профессиональными этнографами и организаторами культурных мероприятий подготовлен сборник методических материалов, проведен конкурсный отбор лучших молодежных сценариев, которые с помощью экспертов сферы гостеприимства, туризма, национальной политики в ходе занятий на всероссийской образовательной лаборатории переработаны в полноценные проекты, готовящиеся к запуску в различных регионах страны.
Председатель Омского регионального отделения Молодежной Ассамблеи народов России Ермек Хапизов (г. Омск, Россия) считает, что проведение популярных этнокультурных мероприятий, праздников, фестивалей, религиозных форумов, просветительская работа в офлайне и сети требуют целевой подготовки волонтеров, знакомых со спецификой национальных традиций, этики, менталитета, дресс-кода, практикой межкультурного диалога и разрешения потенциальных конфликтов. Для этого в Омске с прошлого года реализуется масштабный проект «Волонтеры дружбы», который предусматривает обучение более 60 молодых активистов национально-культурных и молодежных общественных объединений по 3-м направлениям: событийное волонтерство, медиаволонтерство и этномедиация (посредничество). Помимо прочего, проект решает актуальную задачу привлечения свежих сил, постоянного обновления кадрового состава национально-культурных объединений, в которых увеличивается возрастной разрыв между руководством и аудиторией. Молодые добровольцы призваны помочь старшему поколению восполнить недостаток времени и навыков для работы в интернете, осуществлять информационное сопровождение этнокультурных мероприятий, вести блоги и страницы организаций в соцсетях, создавать для них видеоролики и другой оригинальный контент. Проект уже получил широкий положительный отклик и поддержку в других регионах России: в Томской и Новосибирской областях, Алтайском крае, Республиках Алтай и Татарстан. А за рубежом к нему подключается Республиканская молодежная организация «Жарасым» («Гармония») в соседнем Казахстане. Практическим итогом реализации проекта станет не разовая образовательная программа, а продолжающаяся работа уже открытого в его рамках Молодежного центра «Волонтеры дружбы» в г. Омске с постоянными резидентами, оказывающими помощь общественному сектору.
Первый заместитель председателя Республиканского молодежного движения Ассамблеи народа Казахстана «Жаңғыру жолы» — председатель Республиканской молодежной организации «Жарасым» Тимур Джумурбаев (г. Нур-Султан, Казахстан) поделился уникальным опытом регионов своей страны по созданию многонациональных студенческих ассамблей при университетах для сближения учащихся разных народов, их вовлечения с юных лет в работу этнокультурных объединений с поощрением лучших активистов вузовскими грантами.
Основой для сплочения молодежи разных народов может служить и любовь к общему природному наследию евразийских степей, его изучение, краеведение, оздоровление окружающей среды в рамках совместных международных акций. Учитель Первомайской средней школы, депутат Первомайского районного совета Евгений Безуглов (Оренбургская область, Россия) рассказал о реализованных под его руководством молодежных экологических проектах по исследованию и сохранению трансграничной реки Чаган, протекающей по территории России и Казахстана. Они включали организацию совместных сплавов и международной эколого-географической экспедиции, привлечение ребят к изучению исторической округи и разработке туристических маршрутов, забору и анализу гидробиологических проб для оценки загрязнения реки, проведение круглых столов и научных конференций, просветительских и природоохранных мероприятий, экологических субботников и десантов для уборки и вывоза с берегов более 100 тонн мусора. При этом для продолжения, постоянного обновления проектной деятельности использовались самые разные инструменты: гранты Русского географического общества, Росмолодежи, содействие Ассоциации волонтерских центров, Института степи УрО РАН, Оренбургского областного детско-юношеского многопрофильного центра. А партнерами с казахстанской стороны выступали Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, Казахстанское национальное географическое общество, Западно-Казахстанский областной центр детско-юношеского туризма и экологии. Благодаря объединению усилий удалось привлечь внимание общественности к экологическим проблемам Чагана, организовать его совместное научное изучение, придать международный статус празднованию Дня реки подписанием меморандума между главами Первомайского района Оренбургской области РФ и Байтерекского района Западно-Казахстанской области РК.
Продвижением природного, культурного и этнического наследия своего региона в Самарской области занимается АНО «Культурный центр «Лука». Его директор, руководитель Самарского отделения Гильдии межэтнической журналистики Арина Фечина (г. Самара, Россия) представила проект «Школы этноблогера», который с февраля охватил 50 старшеклассников на трех площадках в городах и сельском районе области. На теоретических и практических занятиях школы команда профессиональных журналистов и вузовских педагогов не только знакомит детей с различными жанрами, общими подходами к построению сюжета и сценария, приемами репортажа, интервью, работы на камеру, съемки и монтажа, но и с особенностями освещения деликатной межнациональной тематики. Слушатели получают необходимые знания о многонациональном разнообразии России и своего региона, основных терминах этножурналистики, этических нормах профессионального поведения. Они требуют повышенной ответственности при работе с материалами межэтнической тематики, уважения к чужой культуре, разъяснения непривычных традиций и обрядов в историческом и современном контексте, отказа от стереотипов, негативных словесных конструкций и т. д. С учетом этих рекомендаций и полученных знаний юные журналисты и блогеры готовят видеоролики и другой оригинальный контент о жизни народов многонационального региона для размещения на «Фейсбуке», «ВКонтакте», в YouTube, «Инстаграме» и «ТикТоке».
Интересные технологии вовлеченного, игрового участия для преодоления стереотипов и профилактики ксенофобии среди юношества применили в Удмуртской Республике волонтеры проекта «Молодежный этнокультурный десант». Как рассказала его автор, методист Дома дружбы народов Удмуртии Юлия Лошкарева (г. Ижевск, Россия) для осуществления проекта по принципу «равный равному» были рекрутированы и обучены 20 молодых активистов национальной молодежной организации, студенческого отряда и социально-педагогического колледжа. Вместе они объехали 12 техникумов и колледжей по всей республике, охватив образовательными программами более 1200 студентов начальных курсов. Перед ними в необычном формате форума-театра были разыграны взятые из жизни конфликтные сценки с обсуждением зрителями: беременности от парня из Узбекистана русской девушки, которую подруги и семья уговаривают сделать аборт; появления в классе девочки из Чечни в хиджабе, которая сталкивается с настороженным отношением школьников и учителей, и др. При этом зрители могли в любой момент остановить действие и занять место актеров, чтобы изменить конфликтную ситуацию и направить ее к благополучному разрешению. На дискуссионных площадках участникам предлагалось ответить на вопросы о готовности сменить веру, выйти замуж за представителя другой национальности, выходца из Средней Азии, арабских стран, чтобы осознать свои ценности, мотивацию и возможные стереотипы. А увлекательная настольная игра «Единство многообразия» помогла учащимся расширить знания о культуре и традициях народов России, а также укрепить общегражданскую идентичность.
Наконец, еще одной базой для консолидации молодежи различных народов и стран остается их общая историческая память, уважение к совместному ратному и трудовому подвигу предков в Великой Отечественной войне.
Для популяризации среди молодежи национального вклада в общую Победу к 9 Мая в соцсетях запущена акция «Казахские батыры Бессмертного полка» с портретами и биографиями родственников, о которой рассказал председатель Ассоциации казахов Оренбуржья Базаргалей Ермеков (г. Оренбург, Россия).
А руководитель Ассоциации национальных молодежных общественных объединений Оренбургской области «ВМЕСТЕ» Екатерина Ракова (г. Оренбург, Россия) озвучила перспективы российско-белорусских молодежных проектов по совместной мемориальной работе, намеченной в ходе недавнего визита в регион Посла Республики Беларусь Владимира Семашко. В частности, запланированы поездки российской молодежи в Беларусь в целях посещения значимых для общей истории мест, воинских мемориалов и музеев. Оренбуржцы запросили у национальной киностудии права на бесплатный показ ее художественных фильмов о Великой Отечественной войне на открытых площадках. В свою очередь, они передали архивам республики по линии Посольства собранные в регионе воспоминания оренбуржцев, принимавших участие в освобождении Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. А к очередной годовщине Победы при содействии партнеров в Казахстане и Беларуси местным ветеранам были доставлены в подарок оренбургские пуховые платки.
В целом участники проектной сессии охотно делились друг с другом контактами для совместных проектов, методическими пособиями, сборниками сценариев, настольными играми и другими собственными наработками, что служит прекрасным залогом будущего сотрудничества и сохранения многовековой дружбы народов на евразийском пространстве.