В приграничном Оренбурге представили экспертный доклад о гуманитарных уроках пандемии для России и Центральной Азии

29 июня 2020 г. в формате видеоконференции прошла Международная экспертная площадка «Гуманитарные проекты в России и странах Центральной Азии: опыт и уроки пандемии». В ее рамках на обсуждение экспертов России, Казахстана, Киргизии и Узбекистана был вынесен одноименный доклад, подготовленный сотрудниками НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета.

Открывая работу площадки, директор НИИ Веналий Амелин (г. Оренбург, Россия) отметил, что распространение в мире новой коронавирусной инфекции COVID-19 стало серьезным вызовом, проверкой на прочность и эффективность как всех государств, так их международных объединений и организаций.

В этих экстремальных условиях евразийские интеграционные объединения ЕАЭС и СНГ показали высокую адаптивность и грамотную перестройку работы, оперативное реагирование и укрепление сотрудничества перед лицом новой угрозы. Так, с началом пандемии уже в марте 2020 г. на внеочередном заседании страны ЕАЭС запретили вывоз с территории союза за его пределы и обнулили таможенные пошлины на ввоз товаров, необходимых для борьбы с коронавирусом: средств индивидуальной защиты, защитных и дезинфицирующих средств, продукции медицинского назначения и материалов. Для обеспечения продовольственной безопасности и недопущения дефицита продуктов в апреле 2020 г. также были отменены все пошлины на импорт в ЕАЭС основных сельскохозяйственных товаров.

Однако, разумеется, основное внимание было уделено не экономическим мерам, а выстраиванию эффективного взаимодействия, координации усилий национальных органов санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здравоохранения, науки, оказанию практической помощи в борьбе с новой коронавирусной инфекцией. Так, с февраля 2020 г. Роспотребнадзор на безвозмездной основе передал почти 30 странам мира более 500 тысяч тест-систем на определение коронавируса, разработанных российским государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор». При этом более половины гуманитарных поставок пришлось на страны СНГ. 29 мая на заседании Совета глав правительств СНГ премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что в ближайшее время зарубежным партнерам будет поставлен дополнительно 1 млн тестов, из которых бо́льшая часть также зарезервирована для стран содружества.

С начала пандемии специалисты Роспотребнадзора и его подведомственных учреждений стали оказывать научно-методическую помощь, проводить видеоконсультации для сотрудников национальных органов здравоохранения, научно-исследовательских организаций и лабораторий Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и других стран о технологиях тестирования на коронавирус, механизме отслеживания контактных лиц, новейших программах мониторинга эпидемиологической ситуации. После вспышки коронавируса в Таджикистане туда направлены уже две миссии российских экспертов, которые позволили скорректировать меры по охране здоровья населения, предпринимаемые в этой республике. С 28 мая Роспотребнадзором запущены обучающие семинары по вопросам профилактики и борьбы с новой коронавирусной инфекцией для стран-членов ЕАЭС и СНГ, которых консультируют ведущие ученые Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии и Российского научно-исследовательского института «Микроб».

По инициативе Роспотребнадзора в рамках Совета руководителей уполномоченных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения государств-членов ЕАЭС подготовлен проект комплексного плана по предотвращению распространения нового коронавируса и иных инфекционных заболеваний. В рамках СНГ также разрабатывается среднесрочный план совместных действий по противодействию распространению инфекционных болезней. Кроме того, для совершенствования нормативно-правовой базы взаимодействия в указанной сфере предполагается подписать в ближайшее время ряд соглашений о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий и реагирования на угрозы санитарно-эпидемиологического характера.

Вместе с тем чрезвычайные условия пандемии, как лакмусовая бумага, проявили и определенные проблемы гуманитарной сферы в России и странах Центральной Азии.

Так, приостановка на период карантина строительства, ресторанов, непродовольственных магазинов породила проблемы социального обеспечения и массового выезда на родину оставшихся без работы трудовых мигрантов из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. В надежде вернуться домой они стали скапливаться у перекрытой российско-казахстанской границы, в том числе на территории Оренбургской области РФ.

Почетный Консул Киргизской Республики в регионе Таалайбек Жандар Уулу рассказал, что совместными усилиями дипломатов, правительств, МЧС России, аппарата губернатора Оренбургской области, местных администраций, общественности удалось решить проблемы их временного размещения в палаточных лагерях, питания, а затем и вывоза на родину. Но, по его мнению, необходима выработка четкого алгоритма действий в подобных ситуациях, поскольку мигранты снова накапливаются у границы.

В свою очередь директор департамента стратегического развития и качества Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова Олег Юров (г. Уральск, Казахстан) подчеркнул, что, в отличие от иностранных рабочих, с выездом образовательных мигрантов из РФ серьезных сложностей не возникло. При этом он выразил слова благодарности российским вузам, которые оперативно предоставили своим студентам из Казахстана автобусы и питание для следования до границы и воссоединения с родными.

Соавтор доклада старший научный сотрудник НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ Денис Денисов (г. Оренбург, Россия) отметил, что с закрытием на карантин для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности детей и молодежи всех образовательных учреждений как мест их массового пребывания, на всем постсоветском пространстве остро проявилась проблема отсутствия единых инструментов и подходов к дистанционному обучению. Она решалась самостоятельно, вразнобой на уровне не только каждой страны, но и каждого образовательного учреждения с использованием и сочетанием различных сервисов видеосвязи (Zoom, Skype), рассылки и контроля заданий Google classroom, электронных дневников и журналов, мессенджеров WhatsApp, Telegram, собственных электронных систем вузов и даже телевизионных уроков, которые, например, были взяты за основу в Киргизии и Узбекистане.

В этой связи эксперты считают необходимым создание в каждой стране единой национальной образовательной платформы электронного обучения, унифицированного программного продукта, который объединил бы все школы и вузы. В России пандемия уже подтолкнула Минпросвещения к разработке такой единой видеоплатформы для школ — «Цифровая образовательная среда», которую запустят с сентября. Доцент Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами Алишер Сабиров (г. Ташкент, Узбекистан) рассказал, что независимо от развития эпидемиологической ситуации в стране принято решение с начала следующего учебного года проводить не менее 20 % вузовских занятий в дистанционном формате для перехода от его ситуативного, временного использования к внедрению в образовательную практику на регулярной основе.

Очевидно, что для овладения новыми технологиями удаленного обучения требуется их включение в программы повышения квалификации педагогов. А помочь школьникам в их освоении могут волонтерские педагогические отряды, проект создания которых инициирован в России, о чем проинформировала участников экспертного заседания президент Ассоциации национальных молодежных общественных объединений Оренбургской области «ВМЕСТЕ», волонтер Екатерина Ракова (г. Оренбург, Россия).

Наконец, по мнению авторов экспертного доклада, в условиях пандемии обозначилась также проблема выстраивания эффективного взаимодействия, сочетания государственных усилий и общественной инициативы в организации благотворительной и волонтерской помощи нуждающимся. Специалисты констатировали, что, в отличие от России и Казахстана, в остальных странах пока недостаточно задействованы организационные ресурсы для развертывания на период ЧС и перспективу в национальном масштабе волонтерских сетей. Их основу могли бы составить студенты государственных вузов и активисты республиканских молодежных общественных организаций.

В целом эксперты России и стран Центральной Азии резюмировали, что пандемия имела не только негативные последствия, но и стимулировала развитие международного сотрудничества, гражданского общества и инициативы, волонтерства, ускоренной цифровизации, а это позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.

Адрес:

460018, г. Оренбург ГСП,

пр. Победы, 13,

Оренбургский государственный

университет, НИИ истории и

этнографии Южного Урала,

кабинет 3416 (директор),

3417 (НИИ)

Телефон:

8 (35-32) 37-25-64

внутренний: 22-80

E-mail:

niiural@mail.osu.ru