Международная экспертная площадка «Религиозная ситуация в странах Центральной Азии и России: оценка и анализ»

28 февраля 2017 г. в Оренбурге прошла крупная Международная экспертная площадка «Религиозная ситуация в странах Центральной Азии и России: оценка и анализ», организованная НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета и АНО «Содружество народов Евразии». В работе форума приняли участие представители органов власти, главы мусульманского духовенства: Оренбургской области — Альфит Шарипов, Актюбинской области — Толеби Оспан и Западно-Казахстанской области — Руслан Султанов, учёные из России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Заседание экспертной площадки открыл директор НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ Веналий Амелин (г. Оренбург, Россия), который обозначил цели мероприятия и тематику вопросов, выносимых на обсуждение.

В приветственном слове к участникам вице-губернатор Оренбургской области Дмитрий Кулагин подчеркнул, что события в мире свидетельствуют о всё возрастающей угрозе экстремизма, который для прикрытия своих политических целей использует религиозный камуфляж. В своём недавнем выступлении президент РФ В. В. Путин озвучил, что в рядах террористических организаций на Ближнем Востоке воюют уже 4 тыс. граждан России и около 5 тыс. граждан других стран СНГ. И противостоять этой общей угрозе мы можем только сообща, объединив усилия власти, общественных и религиозных организаций.

В этой связи депутат Госдумы РФ, член Комитета по делам СНГ Юрий Мищеряков (г. Оренбург, Россия) отметил необходимость подключения активных политиков не только к реализации конфессиональной политики, но и к изучению вопросов религии в союзе с учёными.

Эксперт Политологического центра «Север-Юг» Анна Власова (г. Москва, Россия) полагает, что только интеграция усилий религиозных лидеров, общественных органов и государственных структур способна обеспечить эффективный для общества диалог между конфессиями во имя сохранения мира, согласия и общих духовных ценностей в России и Центральноазиатском регионе.

На встрече в Оренбурге представители четырёх стран объединились вместе для оценки радикальных проявлений и позитивных практик в религиозной сфере, обмена актуальной информацией, выработки путей международного сотрудничества в борьбе с экстремизмом на основе общих гуманистических ценностей мировых религий.

Говоря об истоках радикализма, заместитель директора Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов (г. Москва, Россия) напомнил, что формы политического ислама под лозунгами обновления, очищения религии зародились на Ближнем Востоке и в Северной Африке в качестве идеологической основы национально-освободительной, антиколониальной борьбы народов. Поэтому для России и региона Центральной Азии они во многом остаются привнесённой, чуждой традицией.

Особую тревогу у экспертов вызывает возможность вовлечения в эти формы молодёжи, её радикализации на религиозной основе.

Независимый эксперт из Душанбе Музаффар Олимов показал, что для таджикской молодёжи важной основой самосознания является принадлежность к исламу. По данным соцопросов, 99,5 % молодых жителей Таджикистана считают себя мусульманами. Правда, лишь 32 % из них регулярно исполняют основные предписания шариата, включая пятикратный намаз и пост. При этом, вопреки стереотипам, наиболее религиозной является не сельская, а городская, и даже более того, столичная молодёжь: высокообразованные семейные мужчины, но с низкими и средними доходами. Максимализм молодых людей проявляется в том, что 42,2 % из них признают лишь одну возможную трактовку ислама, а 16 % допускают в отдельных случаях применение религиозно мотивированного насилия и тактику смертников. Впрочем, социальная база сознательного, активного радикализма в республике гораздо меньше и составляет всего 3—5 %. Так что, по мнению эксперта, ожидать «исламской весны» в Таджикистане не стоит даже в среднесрочной перспективе. Таджикское общество остаётся консервативным, с сильным социальным контролем, авторитетом старших в семье, что сдерживает распространение новых радикальных течений.

В то же время ситуация в республике может быть дестабилизирована извне, на фоне активизации террористических группировок в соседнем Афганистане, которые в той или иной степени контролируют уже 65 % территории этой страны. Исполнительный секретарь Научно-консультативного совета при Антитеррористическом центре СНГ Павел Мареев (г. Москва, Россия) рассказал, что непосредственно у границ СНГ в лагерях проходят подготовку 3 000 боевиков, причём это количество обучающихся поддерживается постоянно за счёт ротации: выпусков и новых наборов. И если Таджикистан надёжно прикрыт собственными вооружёнными силами и российской базой в рамках ОДКБ, то туркмено-афганская граница при большой протяжённости остаётся недостаточно защищённой от возможных прорывов бандгрупп.

Опытом противодействия внешним влияниям, проникновению экстремизма с коллегами по СНГ поделились специалисты из Казахстана.

Так, директор консультативно-реабилитационного центра «Ансар» Аскар Сабдин из Актобе, изучив среду деятельности исламистского подполья в республике, констатировал, что радикальная пропаганда особенно эффективна при отсутствии легальных мусульманских структур: в вахтовых, рудничных посёлках, на стихийных рынках, в местах лишения свободы. Её важным каналом остаётся и Интернет, через который распространяются зарубежные религиозные заключения (фетвы). Поэтому необходима работа духовенства в малых поселениях и местах временного пребывания, создание собственной богословской системы, которая давала бы разъяснения по актуальным вопросам жизни применительно к местным условиям. И в этом плане Казахстан успешно адаптируется к новым угрозам: налажена индивидуальная работа с осуждёнными радикалами, деятельность социально-реабилитационных центров для завербованных.

В свою очередь, главный имам Актюбинской области Толеби Оспан проинформировал, что в республике проводится и большая работа по развитию собственной системы подготовки религиозных кадров, богословской науки: 5 из 9 медресе получили статус колледжей, в дополнение к Университету исламской культуры в прошлом году открыт Институт переподготовки специалистов в сфере профилактики экстремизма, работает Совет улемов, выносящий фетвы по насущным вопросам жизни.

Руководитель отдела Управления по делам религий Западно-Казахстанской области Саялбек Гиззатов (г. Уральск, Казахстан) раскрыл широкие формы информационно-разъяснительной работы, которые практикуются в стране для противодействия экстремистским вербовщикам, включая подготовку методических пособий, специальных репортажей, наполнение сайтов и страниц в соцсетях, изготовление видео для показа целевым группам на экранах в общественном транспорте, организацию встреч населения с авторитетными теологами и исламоведами.

По мнению доцента Западно-Казахстанского госуниверситета Агилы Нургалиевой (г. Уральск, Казахстан), особого государственного и общественного контроля требует деятельность зарубежных образовательных, благотворительных, миссионерских организаций, которые до недавнего времени практически открыто раздавали в республике салафитскую литературу даже в светских учебных заведениях.

Собственный корреспондент республиканской газеты «Литер» по Западно-Казахстанской области Оксана Дементиевская (г. Уральск, Казахстан) заметила, что эта проблема сохраняется в деятельности иностранных новых религиозных движений, которые пытаются вовлекать в свои структуры даже малолетних детей.

Среди новых вызовов специалисты выделили резкое омоложение завербованных экстремистами, вплоть до использования в терактах детей с 8-9 лет и феминизацию радикализма (вовлечение женщин в экстремистскую деятельность). В противодействии этому явлению Казахстаном также накоплен уникальный опыт. Заместитель председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Елена Тарасенко (г. Астана, Казахстан) рассказала о работе клубов «Қыз Жiбек» по воспитанию девушек в национальных традициях, которые предлагают конструктивную альтернативу экстремистским организациям.

Поиск баланса между конфессиональными и национальными традициями, религиозным и светским трендами заботит и представителей Киргизской Республики, где государство также недавно начало выстраивать систему контроля за этой сферой после периода полной вседозволенности. Профессор Академии государственного управления при Президенте КР Айдарбек Кочкунов (г. Бишкек, Киргизия) отметил, что в стране участились случаи отказа от обучения в школах, уклонения от медицинских прививок по религиозным мотивам, не утихают споры об одежде верующих, праве госслужащих на намаз в рабочее время, о многожёнстве и др. И для разрешения этих противоречий ещё многое предстоит сделать.

В то же время, как показала доцент Международного университета Киргизии Эльмира Токтосунова из Бишкека, жители республики достаточно хорошо осведомлены об угрозе со стороны основных, крупнейших экстремистских организаций, хотя бо́льшую часть информации о них получают из прессы и телевидения. В этой связи на средства массовой информации ложится особая ответственность за грамотное освещение вопросов религиозной тематики и недопущение радикализма.

Эксперты из регионов России Роман Беляков (Казань), Ильдар Габдрафиков и Зиля Хабибуллина (Уфа), Наталья Мухаметшина (Самара), Константин Мокин (Саратов) дали подробную характеристику религиозной ситуации в своих областях и республиках. В силу глобализации, растущей открытости границ, особенно в условиях взаимовыгодной евразийской интеграции на пространстве ЕАЭС, отдельное внимание эксперты уделили организации религиозной жизни трудовых мигрантов, которые, являясь гражданами центральноазиатских республик, временно пребывают в РФ. Специалисты отметили необходимость их адаптации в российское общество и местные мусульманские структуры, выдвижения из их среды собственного легального духовенства, открытия на базе мечетей не мононациональных, а объединяющих исламских духовно-просветительских центров. Всё это способствовало бы преодолению закрытости, самоизоляции диаспор, которая может служить средой для распространения радикальных идей. В контексте этих задач эксперты приветствовали решение о выделении трудовым мигрантам 5 % от российской квоты на хадж, ведь выходцы из Центральной Азии в РФ являются, пускай и временно, частью местной мусульманской общины, равноправными последователями ислама как наднациональной религии, братьями по вере для многих россиян.

Участники площадки отметили необходимость активизации межконфессионального диалога, сотрудничества религий в решении общих задач духовно-нравственного воспитания, просвещения, борьбы с социальными пороками в интересах сохранения мира и согласия на всём евразийском пространстве. В заключение они констатировали, что только путём обмена опытом, информацией, международного сотрудничества можно противостоять и общим трансграничным угрозам религиозного экстремизма и терроризма.

Адрес:

460018, г. Оренбург ГСП,

пр. Победы, 13,

Оренбургский государственный

университет, НИИ истории и

этнографии Южного Урала,

кабинет 3416 (директор),

3417 (НИИ)

Телефон:

8 (35-32) 37-25-64

внутренний: 22-80

E-mail:

niiural@mail.osu.ru