Международный круглый стол «Перспективы научно-образовательного сотрудничества на евразийском пространстве»
19 февраля 2016 г. НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ и АНО «Содружество народов Евразии» собрали в Оренбурге ответственных за международные связи из вузов стран СНГ. Вместе с ними в работе Международного круглого стола «Перспективы научно-образовательного сотрудничества на евразийском пространстве» приняли участие вице-губернатор Оренбургской области Дмитрий Кулагин, и. о. министра культуры и внешних связей региона Александр Калинин, представители миграционной службы, национальных диаспор, ученые и эксперты.
Открывая заседание, директор НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ Веналий Амелин отметил, что в условиях растущей конкуренции на формирующемся едином рынке труда ЕАЭС преимущество получают вузы, которые поддерживают высокие стандарты образования, признаваемые за рубежом, и развивают в этих целях международное сотрудничество.
Директор российского учреждения по признанию иностранных дипломов — Главэкспертцентра Рособрнадзора Вера Скоробогатова (Москва) проинформировала, что в России обучается уже около 200 тыс. иностранных студентов, из которых 50 % представляют страны СНГ, 28 % — Азию, 7 % — Европу, 6 % — Северную Африку и Ближний Восток, 6 % — остальную Африку, 2 % — Северную Америку и Океанию, 1 % — Латинскую Америку. Страны ЕАЭС (Россия, Казахстан, Киргизия, Армения и Беларусь) пользуются тем преимуществом, что образование, полученное в другом государстве союза, признается без проведения специальных процедур для трудоустройства, за исключением отдельных специальностей, требующих особого допуска к профессиональной деятельности, например, медицинских и фармацевтических. В то же время существуют определенные проблемы: для Казахстана — это сложность определения уровня образования в связи с одинаковой формой дипломов о начальном и среднем профобразовании, для Киргизии — наличие в дипломах двойных квалификаций, например, «фельдшер-акушер», чего нет в России, для Таджикистана — предоставление магистру права медицинской работы без ступени ординатуры (интернатуры), что также не предусмотрено в РФ.
Завотделом международных отношений Таджикского национального университета Илхомиддин Махмадиев (Душанбе) предложил странам СНГ на законодательном уровне принять меры по сближению классификаторов специальностей и образовательных стандартов.
Директор департамента по перспективному развитию Казахско-Русского международного университета Алтын Мырзашова (Актобе) обратила внимание на необходимость координации научных тем, так как диссертации свободно переводятся и защищаются в других странах СНГ под чужим именем. Она считает нужным создание на базе вузов, министерств и дипломатических представительств специальных структур, призванных содействовать евразийской интеграции в сфере образования и науки, для устранения хаотичности и бессистемности в этих процессах.
Проректор по науке и международным отношениям Таджикского технического университета Ильхом Амонов (Душанбе) отметил, что социальные потрясения
Доцент Академии государственного управления при Президенте Киргизской Республики Марат Егиналиев (Бишкек) рассказал, что его вуз уже успешно реализует задачу подготовки управленческих кадров во взаимодействии с российскими коллегами: Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Высшей школой экономики, Высшей школой госадминистрирования МГУ и др.
Ректор Оренбургского государственного университета Жанна Ермакова выступила с инициативой проведения в Оренбурге евразийских олимпиад по IT-технологиям, компьютерному дизайну, теоретической и общей электротехнике и т. д. Участие партнеров по СНГ в таких отборах принесло бы им выгоду, поскольку российские вузы имеют право принимать на обучение победителей олимпиад на внеконкурсной основе.
Проректор по учебной работе Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета Жаскайрат Ерназаров (Уральск) обозначил в качестве одного из наиболее актуальных направлений международного сотрудничества для вузов РК реализацию совместных образовательных программ с выдачей двух дипломов.
Проректор по международным связям и академической мобильности Актюбинского университета им. С. Баишева Ольга Лыгина назвала основными вызовами в сфере интернационализации образования: институционализацию международного сотрудничества; развитие академической мобильности; создание англоязычных курсов и программ; обеспечение международного уровня научных исследований; внедрение инновационных образовательных технологий.
Начальник отдела международных связей Оренбургского государственного аграрного университета Ольга Максимова отметила, что большая роль в межвузовской договорной дипломатии принадлежит личным контактам на международных образовательных выставках, конференциях, форумах и других публичных площадках. В этой связи важным фактором евразийского сотрудничества в сфере образования и науки является сохранение единого лингвистического пространства на основе русского языка как средства межнационального общения.
Проректор по международной деятельности Оренбургского государственного университета Григорий Пяткин подчеркнул, что долгие годы многие вузы России и других стран СНГ ориентировались на взаимодействие с западными университетами и участие в Болонском процессе. Но теперь становится очевидным, что необходимо обратить главное внимание на партнеров из соседних государств, учитывая важность сохранения экономических, исторических и культурных связей с братскими республиками. В рамках ЕАЭС формируется общий рынок труда, а его сложно представить без общего образовательного пространства.
Ведущий специалист департамента внешних связей Казанского федерального университета Алсу Шеваловская поделилась успешным опытом привлечения иностранных абитуриентов. Наиболее эффективными механизмами показали себя: взаимодействие с рекрутинговыми агентствами, посольствами и представительствами за рубежом, международные образовательные выставки, организация выездных вступительных экзаменов в странах ближнего зарубежья, рекламные поездки в страны дальнего зарубежья по программе «Школьный десант», продвижение вуза в иностранных социальных сетях (Facebook, WEIBO, WeChat, QQ), на образовательных порталах и в СМИ, выпуск рекламно-информационных материалов и сувенирной продукции на иностранных языках. Они подкрепляются системой грантовой поддержки для иностранных студентов и аспирантов, продуманной инфраструктурой для их адаптации (общежитиями, коммуникационными сервисами на сайте вуза, сетью координаторов и др.), а также регулярными замерами их социального самочувствия.
В целом по итогам обсуждения представители России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана отметили, что имея общие корни в советской системе высшего образования, их национальные системы по мере развития за годы независимости накопили существенные различия. Для успешной конкуренции на рынке образовательных услуг в современных условиях глобализации необходимо согласование позиций, решение вопросов взаимного признания документов об образовании, ученых званий и степеней, развитие научных и академических обменов, стажировок и других форм сотрудничества, объединение в сетевые образовательные и научные структуры. В этих целях участники форума сформулировали конкретные практические рекомендации в его итоговой резолюции.