X Всероссийская научно-практическая конференция «Славяне в этнокультурном пространстве Южно-Уральского региона»
Накануне Дня славянской письменности и культуры, 23 мая 2014 г. в Оренбурге прошла уже X юбилейная Всероссийская научно-практическая конференция «Славяне в этнокультурном пространстве Южно-Уральского региона». Её организаторами совместно выступили правительство Оренбургской области, НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета, филологический факультет Оренбургского государственного педагогического университета и Областная научная библиотека им. Н. К. Крупской.
Положительный эмоциональный настрой участникам конференции задали яркие концертные номера гостей из Казахстана — членов этнокультурного объединения «Славяне» актюбинского Дома дружбы. Перед началом мероприятия в исполнении фольклорно-инструментального ансамбля «Коляда» и фолк-модерн-группы «Купава» прозвучали как традиционные русские и украинские народные песни в сопровождении игры на гуслях, рожке и гармони, так и их современные электронные обработки.
Открывая работу научного форума, начальник Управления внутренний политики аппарата губернатора и правительства Оренбургской области В. Д. Щенятский отметил, что проведение конференции призвано служить популяризации русского языка и культуры славянских народов, изучению различных аспектов современной русистики и литературоведения, а также расширению исследовательской базы по славянской культурологии.
На пленарном заседании учёные обратились к истокам национальной письменности и книжной культуры: профессор ОГПУ доктор филологических наук Елена Николаевна Бекасова посвятила свой доклад 450-летию «Апостола» Ивана Фёдорова как первой точно датированной русской печатной книги, а доцент педагогического университета кандидат филологических наук Любовь Владимировна Дюсупова раскрыла образ человека и его духовный мир в текстах старославянских памятников.
Старший научный сотрудник НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ доцент, кандидат исторических наук Юрий Петрович Злобин в своём выступлении дал подробный анализ размещению и основным занятиям славянского населения Оренбургской губернии по Первой Всеобщей переписи Российской империи 1897 г. При её проведении русский язык назвали родным 1 126 040 жителей региона обоего пола (или 70,4 %), украинский язык — 41 541 человек (или 2,6 %), белорусский язык — 2 247 человек (или 0,2 %) и польский язык — 1 696 жителей обоего пола (или 0,1 %). Таким образом, славянское население, составляя в совокупности 1 171 524 жителя (или 73,3 %), к концу XIX в. уже доминировало над остальными 12 национальными группами, проживавшими на территории губернии. По занятиям славянские народы занимали в сферах: государственной и общественной службы — 68,1 %, сельского хозяйства — 70,6 %, промышленности — 78,6 %, транспорта и связи — 79 %, торговли и кредита — 61,4 %. В целом славянское население Оренбургской губернии имело лидирующие позиции во всех отмеченных областях деятельности, что было обусловлено его численным преобладанием в составе жителей.
Другой старший научный сотрудник НИИ, кандидат исторических наук Денис Николаевич Денисов в своём докладе, подготовленном совместно с директором института профессором, доктором исторических наук Веналием Владимировичем Амелиным, остановился на формировании и распространении в Оренбуржье представителей самобытной религиозной группы славянского населения из числа духовных христиан — молокан. Основателем их рационалистического учения во второй половине XVIII в. стал живший в Тамбовской губернии крестьянин Семён Уклеин (1727–1809). Его последователи отрицали православную церковь, священство, таинства и обряды, почитание святых, икон и мощей, признавая только те положения христианства, которые прямо установлены в тексте Священного Писания (Библии). На территории современной Оренбургской области молокане появились уже в 10-е гг. XIX в., когда в деревни Воздвиженка (ныне Пономарёвского района), Софиевка и Ратчино (ныне Шарлыкского района) подселились последователи этого религиозного учения из Рязанской губернии. В 30–40-е гг. XIX в. новые группы духовных христиан из Тамбовской губернии прибыли в сёла Новотроицкое (ныне Октябрьского района) и Дедово (ныне райцентр Октябрьское). Укрепившись в Ратчино, Новотроицком и Дедово, со второй половины XIX в. молоканское учение стало распространяться из этих центров по округе посредством религиозной агитации среди православного населения деревень и хуторов: Нижний Гумбет (ныне Октябрьского района), Подгородняя Покровка, Степановский (ныне Оренбургского района), Покровка (ныне Красногвардейского района), Донецкое (ныне Переволоцкого района) и др. В 1890–1893 гг. молоканские переселенцы из Таврической губернии обосновались на участке, где возникли сёла Астрахановка, Благодарное и Романовка (ныне Тюльганского района). В результате молокане относительно компактно сосредоточились в пределах современных Шарлыкского, Октябрьского, Оренбургского и Тюльганского районов. В прошлом молокане отличались от соседнего славянского населения определёнными этнографическими особенностями и, прежде всего, богатейшим и оригинальным песенным фольклором духовно-религиозного содержания.
После пленарного заседания работа конференции продолжилась 24 и 27 мая 2014 г. по 6 тематическим секциям: «Русский и церковнославянский текст как духовный феномен», «Гуманитарное знание в подготовке бакалавра, магистра и школьника», «Современный русский язык, риторика и культура речи», «Проблемы литературы в контексте славянской духовности», «Славяне в Южно-Уральском регионе: история и культура», «Русский язык и литература в контексте языковой картины мира». Исследователи уделили внимание анализу литературного творчества и языка А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко, К. Н. Батюшкова, И. С. Аксакова, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. А. Блока, А. Белого, М. А. Волошина, М. А. Булгакова, А. П. Платонова, В. В. Набокова. Были изучены функции разговорной лексики в книжных стилях, соотношение литературной нормы и современной речевой практики, неофициальная топонимика города Оренбурга, употребление диалектных выражений в местной дореволюционной прессе, этически значимой лексики в современных СМИ, влияние этнических стереотипов журналиста на массовую аудиторию, языковые средства пропаганды в политических текстах. Историками рассмотрены вопросы культурной жизни Оренбуржья в начале XIX века, публикации местных военных изданий, становления в регионе системы образования, Неплюевского военного училища и Николаевского женского института.
Сотрудники НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ отметились интересными, содержательными докладами и на секционных заседаниях. Из кандидатов исторических наук Галина Петровна Ким показала отражение хозяйственной культуры Приуралья в «Словаре говоров уральских (яицких) казаков» Н. М. Малечи, Александр Дмитриевич Кокшаров на материалах дореволюционной оренбургской печати продемонстрировал отношение к православию в русской армии периода Первой мировой войны. А кандидат педагогических наук Елена Фёдоровна Томина осветила развитие библиотечной системы Оренбуржья в 20-е годы ХХ века.
Всего на конференцию было представлено 99 докладов учёными, педагогами, аспирантами, студентами и школьниками из 9 городов трёх государств: Москвы, Оренбурга, Анапы, Сургута, Туймазов, Челябинска (Россия), Актюбинска (Казахстан), Ужгорода и Черновцов (Украина).